На службе великому искусству

 

На службе великому искусству
В 1907 году среди жителей Ставрополя началась настоящая «синематографическая лихорадка». Впервые увидев на экране движущееся изображение, они не пропускали ни одной новой картины. За минувший век многое в кинематографии изменилось, однако неизменной остается любовь зрителей к самому массовому виду искусства…

Наша встреча с Василием Васильевичем Ермаковым состоялась в фойе кинотеатра «Салют» в преддверии его профессионального праздника. Уже более 35 лет он дарит людям радость.

- Кино в мою жизнь вошло, можно сказать, случайно, - говорит Василий Васильевич. – В 1960 году в рабочий комитет совхоза «Старомарьевский» из Ставрополя пришла разнарядка – направить на учебу в Лабинскую школу киномехаников двух человек. Мама посоветовала мне воспользоваться этой возможностью. Она дала мне такой совет не случайно, ей хотелось, чтобы я продолжил дело отца, который был киномехаником. Образование у меня было 11 классов, к тому же я успел окончить курсы токарей, имел третий разряд. Учеба в школе киномехаников давалась мне легко. Повезло мне и на прекрасных преподавателей, которые умело прививали нам любовь к будущей профессии. Благодаря им я окончательно определился с выбором, понял, что кино – моя судьба. Думаю, не последнюю роль здесь сыграли отцовские гены. Еще в начале 30-х годов, когда еще было время «немого» кино, мой отец Василий Павлович окончил Воронежскую школу киномехаников. Затем он вернулся на родину, работал в Старомарьевке, в Новотроицкой. А в станице Суворовской он и познакомился со своей будущей женой и моей мамой Элеонорой Константиновной Ковальской. Они сыграли скромную свадьбу. Только семейное счастье было недолгим: 22 июня 1941 года отец ушел на фронт, воевал связистом в артиллерийском полку. Он погиб под Ленинградом. А я родился в начале 1942 года. В память об отце остались несколько писем с фронта и фотографии…

Василий Васильевич Ермаков окончил с отличием Лабинскую школу киномехаников. Вернулся в Старомарьевское. Он признается, что работа доставляла ему истинное наслаждение. Люди в ту пору любили кино, в клуб шли всем селом, как на первомайскую демонстрацию. «Бывало, глянешь в зал, а там народу полным-полно, и душа радуется, - говорит Василий Ермаков. – Хотелось «крутить» фильмы так, чтобы не разочаровывать земляков, поэтому к каждому сеансу готовился серьезно и тщательно. Во всяком случае, я не слышал в свой адрес ни единого нарекания».

Вскоре молодой киномеханик женился на местной девушке Вере Варфоломеевой и переехал с семьей в Ставрополь. А здесь грамотного специалиста первой категории приняли на работу в только что открывшийся широкоэкранный кинотеатр «Родина». За несколько месяцев В. Ермаков с должности рядового киномеханика вырос до технического руководителя ведущего кинотеатра краевого центра.

Не одно поколение жителей нашего города воспитывалось на лучших отечественных кинофильмах. В «Родине» проводились кинофестивали, устраивались кинопремьеры, встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, известными советскими киноартистами. Вспоминая о «Родине», Василий Васильевич меняется в лице: столько сил, энергии было потрачено в свое время, столько было связано с этим кинотеатром, а теперь вместо него пустое место. Как не грустить…

В 1968 году Василий поступил учиться на заочное отделение Ростовского-на-Дону кинотехникума. И тогда же главный инженер кинофикации края А. Барер предложил Ермакову перейти на работу электромонтажником на киномеханический завод, которым руководил С. Иониди. Василию не хотелось срываться с места, покидать родной коллектив, но, понимая, что интересы края важнее личных, дал согласие. В составе нового коллектива ему приходилось монтировать киноаппаратуру на десятках кино­установок в разных городах и селах края. К своей работе Василий относился творчески, применял новые прогрессивные приемы. Его рационализаторские предложения широко использовались в киносети. Василий Васильевич, будучи профессионалом, передавал свой опыт ученикам и последователям. Многие из них и сегодня продолжают трудиться в киносети региона.

Когда в начале 1987 года в Ставрополе открылся новый широко­экранный кинотеатр «Салют», Василий Васильевич по предложению краевого управления культуры был назначен туда старшим инженером. Для В. Ермакова и эта хлопотная ответственная работа оказалась по плечу. Благодаря грамотному техническому обслуживанию киноаппаратуры, оборудования, энергосистемы, которая проводилась под руководством старшего инженера, весь этот сложный комплекс работает как единый отлаженный механизм. Я сам неоднократно посещал киномир «Салют» и знаю не понаслышке, что этот культурный центр с двумя залами на 800 мест заслуживает высшей похвалы, и сюда охотно приходят горожане и гости края.

В 2002 году Василий Васильевич Ермаков формально ушел на пенсию. К этому моменту было приурочено награждение его нагрудным знаком «Заслуженный кинематографист России», присвоено знание «Ветеран труда». Казалось бы, пора и на заслуженный отдых. Но не тот характер у Василия Васильевича, чтобы так просто расставаться с любимой работой, которой он посвятил свою жизнь. Словом, Василий Ермаков и сегодня работает в родном коллективе и, как прежде, дарит людям радость встречи с кино.

Владимир ЖИДКОВ.

Фото Юрия РУБИНСКОГО.