Наивное солнце Александра Носова

Ольга Метёлкина

В Ставропольском краевом Доме народного творчества открылась выставка самодеятельного художника из Изобильного Александра Носова, посвященная его 60-летию. 

Александр Иванович живописью увлекся давно. Однако профессиональная деятельность к искусству отношения не имела.
А. Носов — потомственный железнодорожник, много лет работал электриком, инженером. А для души рисовал.
Сам Александр Иванович относит себя к художникам-реалистам, однако специалисты говорят о нем как о представителе «наивного» искусства. Как однажды выразился Макс Фрай: «Я бы сказал, что «наивный» художник отличается от «ненаивного», как шаман отличается от профессора: оба - специалисты, каждый в своем роде».
В работах А. Носова не стоит искать сюжетность и фотографическое сходство образов с их прототипами. Их там нет. Главное — цвет и настроение. Попадая на выставку, которую организаторы назвали «И снова солнце», сразу же обращаешь внимание на особую цветовую гамму работ: желтый, красный, оранжевый, синий, голубой... Такой палитры вполне достаточно автору, чтобы создать и портрет, и пейзаж, и фантастическую композицию. Но если обратиться к символике цвета, то будет понятно, что желтый означает жизнь, свет, радость, солнце, благородство, брак, уважение к старости. Оранжевый ассоциируется с теплом. Красный — это любовь, страсть, свобода, достоинство. Синий цвет символизирует верность, цвет неба, прохладу, а голубой — мир и простор.
В его творческом мире частые гости (а может, и не гости!) - ангелы с васильковыми глазами, обнаженные фемины, фантастические существа. Сам Александр Иванович говорит, что порой идеи будущих работ приходят к нему во сне.
Александр Носов — лауреат зональной выставки «Наивное искусство Нечерноземья», проходившей в 1996 году в Белгороде. Его персональные выставки проходили в Музее истории Изобильненского района, его работы экспонировались в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Нередко посетители, разглядывая непропорциональные лица ангелов и неэротичные обнаженные фигурки, делают заключение: «Да, я тоже так могу!». Не исключено, что могут. Однако не рисуют же. И если творчество Александра Носова подвигнет хоть пару-тройку таких критиков взять в руки кисть и краски, то это станет достойным откликом на его выставку.