Новое для льготников и изменение правил поверки счётчиков

Олег Чесноков

Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в Жилищный кодекс страны

Олег Чесноков

Они касаются льгот и правил формирования фонда капитального ремонта. Кроме того, Верховный суд внес разъяснения по правилам поверки счётчиков. Подробнее об этом в нашем материале.

 

Льготы для мобилизованных и новый порядок для льготников

Если говорить о поправках, внесённых в отечественное жилищное законодательство, то они касаются льгот для призванных в ряды Вооружённых сил страны по частичной мобилизации, а также отдельных категорий граждан, находящихся на пенсии.

Для мобилизованных в армию и другие силовые структуры теперь действует новый принцип. С того самого момента, когда граждане России заключают контракт о прохождении военной службы в ходе призыва по частичной мобилизации, они, а также члены их семей полностью освобождаются от начисления пеней до прекращения срока действия контракта. Эти неустойки начисляются в случае несвоевременного или же неполного внесения россиянами платы за жильё, коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Такой порядок регламентирует статья 9.1 Федерального закона № 58.

Что касается всех остальных категорий населения, которым положена компенсация взносов на капитальный ремонт на федеральном уровне – а это инвалиды I и II групп, ветераны боевых действий, неработающие пенсионеры старше 70 лет и другие, – теперь также предусмотрен новый порядок. После принятия поправок в Жилищный кодекс все данные о положенных таким гражданам льготах будут обрабатываться на основании информации, которую социальные службы должны самостоятельно собирать в рамках межведомственного взаимодействия, происходящего между государственными органами и учреждениями. Таким образом, в организациях социальной защиты больше не должны требовать предоставления при назначении компенсации различных документов от таких граждан. Речь идёт о справках, выписках и других, которые ранее относящиеся к вышеуказанным категориям россияне собирали самостоятельно. Данный порядок регламентирован частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

Полномочия муниципалитетов

Кроме того, принятые в российский Жилищный кодекс поправки предусматривают новый вариант перечня работ и услуг, которые финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта. Теперь он будет определяться региональным нормативным актом при чётком соответствии последнего методическим рекомендациям федерального Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Это, в частности, означает, что после принятия поправок в случае выполнения капитального ремонта с нарушениями или недоработками муниципальные власти могут не подписывать акт о приёмке проведённых работ. Это ключевой момент, ведь без такого документа подрядной организации не поступят средства из фонда капитального ремонта. Это регламентируется новой частью 1.1 статьи 166 Жилищного кодекса России.

 

Экспертная оценка

По мнению специалистов, озабоченность Государственной Думы России упорядочиванием льгот в жилищной сфере, безусловно, является позитивным фактом. Важно, что при этом предусмотрен механизм, который позволяет избавить льготников от бюрократического процесса сбора различных справок.

В то же время, говоря о системе расходования средств капитального ремонта, ряд экспертов считает этот вопрос неоднозначным. Ведь, с одной стороны, правильно, что перечень финансируемых из фонда капремонта работ и услуг должен утверждаться муниципалитетами. В то же время данный подход может стать возможностью для администраций выдавливать с рынка те подрядные организации, которые с ними не связаны или неугодны им. Так быть не должно. В этой связи очевидно, что после вступления в силу данной нормы должны появиться какие-то разъяснения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Согласно тексту законопроекта, это должно произойти 1 марта следующего года.

 

Поверка счётчиков упрощена

Большинство проживающих в многоквартирных домах граждан знает, что поверка счётчиков очень важна. Ведь действующий документ под названием «Правила предоставления коммунальных услуг № 354» приравнивает счётчик, который не прошёл очередную поверку, к неисправному. Из этого следует, что с даты окончания срока годности прибора учёта плата за потреблённые гражданами ресурсы может назначаться коммунальщиками совсем по другой схеме. В первые три месяца за основу будут браться средние показания счётчика, а уже далее оплата услуг будет начисляться по нормативу потребления при обязательном учёте повышающего коэффициента в полтора раза. Об этом гласят пункты 59 и 81 (12) вышеупомянутых Правил предоставления коммунальных услуг № 354. Кроме того, в данном документе есть отдельный пункт, предусматривающий обязанность потребителя по направлению в исполняющую коммунальные услуги организацию свидетельства о поверке или иного удостоверяющего её результаты документа.

Если привести примеры из обычно действующей практики, то управляющие компании и осуществляющие снабжение ресурсами организации обязывают собственников после выполнения поверки предоставлять документы о том, что она прошла. Делается это под угрозой применения повышенного тарифа. С первого дня осени действие данной нормы было официально прекращено Верховным судом Российской Федерации. Для этого жителю столицы нашей Родины пришлось пройти почти все судебные инстанции, доказывая, что подход коммунальщиков и снабжающих население ресурсами компаний противоречит федеральному законодательству. Уже затем судьи Верховного суда страны в своём определении внесли подтверждение тому факту, что потребители коммунальных услуг не обязаны предоставлять свидетельства о поверке управляющим и снабжающим ресурсами организациям. Отныне последние должны получать информацию самостоятельно через специально созданную федеральную государственную информационную систему «Аршин». Всё это официально утверждено определением Верховного суда Российской Федерации от 1 сентября 2022 года № АПЛ22−283.

По мнению некоторых экспертов, ранее ситуация с бумагами, подтверждающими, что поверка выполнена в срок, была просто парадоксальной. Собственнику жилого помещения, выполнившему все требования закона, приходилось ещё доказывать, что данные действия им выполнены, управляющим организациям, хотя именно эти структуры на самом деле являются наёмными исполнителями услуг. При этом управляющие компании ещё и грозили определёнными санкциями, если данные о поверке граждане предоставили им с опозданием. Теперь же принятое Верховным судом решение правильно расставляет акценты. Ведь добросовестный плательщик доказывать своё право на уже оплаченную им услугу не должен.

поверка счетчиков, Государственная Дума России, льготы для мобилизованных, фонд капитального ремонта, Жилищный кодекс РФ