О чем говорит реклама?

Тамара Коркина
Реклама ворвалась на улицы города напористо и безапелляционно, почти насильно заставив нас читать и узнавать то, о чем хотел бы сказать предприимчивый мир. Кому-то из горожан она сразу пришлась по душе, кто-то до сих пор сетует, что город приобрел облик нескончаемой ярмарки. Но как бы там ни было, реклама вот уже десять лет живет по одноименному Закону – «О рекламе» и практически ежедневно подвергается критическому осмыслению. Не раз вопрос о наружной рекламе обсуждался на заседании администрации города. Вот и на очередном, в прошедший вторник, шел разговор о том, что наружная реклама должна быть цивилизованной, корректной и прибыльной для городского бюджета.

Для того чтобы это случилось, был намечен ряд мер, причем неотложных. Об этом мы говорим с начальником отдела рекламы комитета градостроительства администрации города Владимиром ГОЛУБОВСКИМ.

Он рассказал о том, что для получения разрешения на распространение наружной рекламы необходимо пройти согласования с органами ГИБДД, со службами, имеющими подземные коммуникации, с «Горзеленстроем». Плюс к этому - надо согласовать эскизный проект в архитектуре. То есть реклама просто так появиться на улицах города не может. И тем не менее – появляется.

- За эту неделю мы должны снять 42 незаконно установленных рекламных щита, - сказал Владимир Владимирович. - Их списки отданы в администрации районов, которые поручили демонтировать конструкции своим дорожно-эксплуатационным участкам.

Если брать в учет все форматы наружной рекламы, то в городе всего - 1200 рекламоносителей. Считаем, что город перенасыщен ими, но рынок есть рынок, спрос рождает предложение. Когда спроса не будет, начнется другое развитие рекламного рынка, на первый план выйдет не количество, а качество.

- А сегодня какой характер рекламы?

- Больше, конечно, коммерческий. Сейчас только можно желать, чтобы была и социальная, умная и выразительная. Защита детей, борьба с наркоманией, курением, алкоголизмом, пропаганда здорового образа жизни – тем много.

- Краевой центр довольно часто критикует губернатор края, говоря о наружной рекламе как некорректной и узкой по тематике.

- Сложность в том, что стоимость одного материала, который располагается на щите, пять тысяч рублей. Где взять эти деньги?

- На заседании администрации шел разговор о генеральной схеме размещения рекламы…

- Она уже подготовлена, согласована с управлением архитектуры, а вот согласования с ГИБДД пока не получилось. Инспекция настаивает на том, чтобы рассматривать каждый отдельный случай размещения щитов, связывая это с безопасностью движения, с тем, что реклама отвлекает водителей.

- Кто контролирует содержание рекламных щитов, соответствие их законодательным нормам?

- Все это - компетенция антимонопольного управления.

Созваниваюсь с начальником антимонопольного управления Владимиром РОХМИСТРОВЫМ, прошу о встрече.

- Владимир Васильевич, когда губернатор критикует Ставрополь за неэтичность и некорректность рекламы, плохое содержание, вы, надо полагать, стопроцентно принимаете это на себя?

- Очень бы хотелось, чтобы мы жили без двойных стандартов. Я объехал много субъектов России, но ни разу не увидел на рекламных носителях тамошнего губернатора. А у нас уважаемый руководитель края сплошь и рядом. Какие мысли возникают у людей при подобном пиаре? В первую очередь, при нашем дефицитном краевом бюджете: кто эту рекламу оплачивает? Налогоплательщик? Или это спонсорская помощь рекламных распространителей? Если мы говорим о наведении порядка на рынке наружной рекламы, то надо предъявлять высокие требования абсолютно всем без исключения.

Реклама во всем мире – это продвижение товаров, услуг, начинаний, идей и так далее. Если мы хотим продвигать на рынок нашу продукцию, если мечтаем придать общероссийское значение нашим курортам, то и рекламная политика должна быть соответствующей.

- Антимонопольное управление - главный и практически единственный орган в крае и городе, контролирующий рекламу. Какую оценку вы дадите наружной рекламе краевого центра?

- В Ставрополе немало сделано для ее цивилизованного развития. Есть положение о размещении наружной рекламы, есть нормативные документы, определен муниципальный орган, который занимается рассмотрением заявок, согласованием мест и так далее. Раз в неделю наши специалисты едут по городу, фотографируют то, что не соответствует закону о рекламе, возбуждают дела.

- Например?

- Стоит рекламный щит, на котором изображен дорожный знак. Его суть – остановитесь и купите товар у нашей фирмы. Подобное запрещено законом, потому что реклама не должна быть похожей на дорожные знаки, чтобы у тех же водителей не возникали ложные ассоциации. Или продают какие-то газовые котлы, на которых помещен счастливый ребенок. Мало того что котлы не предназначены для детей, так они еще и объекты повышенной опасности. Такая реклама «проскакивает» довольно часто.

– А много ли рекламы, от которой вы лично испытываете удовлетворение?

- Много. Меня подкупает дизайнерский вкус, стремление говорить с потребителем на хорошем языке. Мне нравится вечерняя улица Ленина, где много рекламы с подсветкой. Но, к сожалению, Ставрополь перегружен наружной рекламой, 1200 различных рекламоносителей – это лишнее. За рубежом не увидите, чтобы улицы были битком забиты рекламными щитами, более того, чтобы они стояли на разделительных полосах дорог.

Неправильно, когда бетонируются могучие конструкции, сплошь и рядом перерыты улицы. Плюс к этому проблема с парковками - и какое-то уродство получается. В городе должна быть генеральная схема размещения рекламы, в которой определено, на каких улицах что будет установлено . Не должна захламляться рекламой историческая часть города, где сконцентрировано наше культурное наследие.

Возвращаясь к вашему вопросу об обвинении в некорректной рекламе, хочу сказать, что бывают упреки по тем рекламным материалам, которые, на наш взгляд, вполне нормальны. Например, порой вызывает неприятие реклама пива. Мы на экспертном совете изучаем фотографии щитов и не можем найти в них ничего непристойного. Хотя трудно не согласиться, что ограничения вводить надо.

А вообще – сегодня рынок рекламы в Ставрополе открыт, никто нам не жалуется, что не может получить место для размещения.

- При таком подходе не захлестнет ли наружная реклама город еще больше?

- Думаю, нет. Для хорошей рекламы требуется немалый капитал, нужны современные технологии по изготовлению Слабый не выдержит конкуренции. При этом хочу подчеркнуть, что требования ко всем рекламодателям должны быть едиными и высокими. Наружная реклама будет совершенствоваться, улучшаться, этот процесс закономерный и достаточно длительный.