О регистрации права на гаражи и садовые домики

Валерий Манин
В последнее время наши читатели неоднократно задавали различные вопросы по теме, озвученной в названии, интересовались, появились ли какие-либо нововведения в соответствующих законах. Надеемся, что сегодняшний выпуск 'Юридической консультации' позволит получить ответы хотя бы на основные вопросы.

- Какие документы необходимо представить на государственную регистрацию права собственности на гараж, находящийся в гаражном кооперативе, если право на гараж ранее никак оформлено не было?

- Регистрация права собственности на гараж, если он расположен в ГСК, по общему правилу производится на основании справки гаражного кооператива. Она должна содержать данные о собственнике, об объекте недвижимости (адрес, площадь), информацию о выплате паевых взносов. Справка подписывается председателем кооператива, бухгалтером (казначеем) кооператива и заверяется печатью.

Для подтверждения полномочий лица, выдавшего справку, в управление Федеральной регистрационной службы представляется пакет учредительных документов кооператива (нотариальные копии). Это: устав, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), свидетельство о присвоении ИНН, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выдаваемая налоговой инспекцией, а также протокол об избрании председателя кооператива. Указанный пакет представляется в управление один раз. Обновлять необходимо лишь выписку из ЕГРЮЛ, срок действия которой составляет два месяца.

- Это полный перечень необходимых документов?

- Не совсем. На регистрацию представляются также документы на земельный участок. Обычно это следующие свидетельства: на право собственности на землю, на право пожизненно наследуемого владения и на право постоянного (бессрочного) пользования (либо договор аренды земельного участка). Кроме того, обязательное приложение к документам, подаваемым для государственной регистрации прав - план объекта недвижимости, выдаваемый ГУП СК 'Крайтехинвентаризация'. Регистрация права может производиться не только по справке гаражного кооператива, но и по другим основаниям: по решению суда, свидетельству о праве на наследство, по акту приемки в эксплуатацию (разрешению на ввод объекта в эксплуатацию), по договору купли-продажи, дарения и пр.

- Право на садовые домики также оформляется на основании справок?

- Да, право собственности на садовый домик, находящийся в садоводческом товариществе, наряду с другими основаниями может быть зарегистрировано на основании справки садоводческого товарищества. Документы представляются по тому же перечню: справка товарищества, учредительные документы товарищества, документы на земельный участок, план садового домика.

- Для регистрации права на садовый домик необходимо представить документы на земельный участок, а как быть, если человек давно является членом садоводческого товарищества, но право на земельный участок по какой-либо причине не оформил?

- У большинства садоводческих товариществ есть свидетельство о коллективно-долевой собственности на весь земельный участок, составляющий территорию товарищества. Указанные свидетельства выдавались в 1992 - 1993 годах садоводческим товариществам администрацией города Ставрополя в лице земельного комитета. После этого участники товарищества могли получить в земельном комитете свидетельства на право собственности на выделенные им из коллективно-долевой собственности земельные участки.

Если такое свидетельство получено не было, то на регистрацию права собственности члена садоводческого товарищества представляются следующие документы:

- протокол общего собрания членов садоводческого товарищества о разделе коллективно-долевой собственности с приложением списка собственников с указанием номера и размера каждого участка (копия, заверенная председателем товарищества). Он представляется один раз на все товарищество;

- каждым членом садоводческого товарищества, обращающимся за государственной регистрацией права собственности в управление, должна быть представлена выписка из названного выше протокола с указанием конкретного участка;

- свидетельство о праве коллективно-долевой собственности (нотариальная копия).

Но, разумеется, такая регистрация возможна лишь в случае представления на государственную регистрацию полного пакета учредительных документов садоводческого товарищества.

- Можно ли зарегистрировать свое право на земельный участок на основании постановления главы органа местного самоуправления? Ведь у многих на руках такие постановления есть.

- Подобный вариант возможен только, если на указанный участок имеется зарегистрированное право пожизненно наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования в соответствии с положениями, предусмотренными Земельным кодексом РФ. Если же никаких свидетельств на указанный земельный участок гражданину не выдавалось, то глава органа местного самоуправления должен предоставить земельный участок за плату, и на государственную регистрацию нужен договор купли-продажи.

Нельзя также упускать тот момент, что орган местного самоуправления не вправе распоряжаться земельным участком, уже переданным в коллективно-долевую собственность.

По информации, предоставленной управлением Федеральной регистрационной службы

по Ставропольскому краю.

Рубрику ведет Анна Учаева.