О ставропольских мастерах игры в мяч на мотоциклах и об истории этого спорта

Олег Чесноков

В завершающих числах августа подойдет к концу первый этап чемпионата России по мотоболу. Интрига турнира жива, и радует, что самое активное участие в её развитии принимает ставропольская команда.

Победа и поражение

Мотоболисты «Колоса» из города Ипатово одержали очередную, уже десятую подряд победу в чемпионате России. Во Владимирской области спортсмены из самого известного клуба региона в упорном противостоянии одолели хозяев из города Коврова, представляющих команду «Ковровец». Счёт матча – 6:4 в пользу наших земляков. По три мяча в сетку ворот принимающей стороны в составе ставропольского коллектива отправили Сергей Крошка и Вячеслав Лемешевский. У владимирских мотоболистов хет-трик в активе Ильи Еремина, а ещё одно результативное действие на счету Андрея Неупокоева.

А вот затем, к сожалению, после серии из десяти побед подряд ипатовский «Колос» потерпел и первое поражение в чемпионате Российской Федерации по мотоболу. В подмосковном городе Видное наш коллектив также в упорном противостоянии проиграл лидеру данного вида спорта в стране на протяжении многих лет – местному клубу «Металлург». Гости дали действующим отечественным чемпионам настоящий бой. Тем не менее хозяевам удалось победить с разницей в два мяча – 3:1. Гол престижа в составе наших ребят забил Артемий Перека. Интересно, что очередной поединок национального чемпионата «Колос» также проведёт против «Металлурга». Повторная битва двух, без сомнения, лучших отечественных команд состоится 30 августа уже на ставропольской земле – в Ипатовском городском округе.

 

Былая популярность

Конечно, мотобол для многих российских поклонников командных видов спорта является всё-таки достаточно «диковинным» состязанием, но на Ставрополье он популярен давно и, можно сказать, исторически.

А ведь в начале 60-х годов прошедшего века мотобольный бум охватил и Европу, и Советский Союз. В этом виде спорта были созданы сотни команд. Матчи в Москве проходили на центральных стадионах – в «Лужниках» и на «Динамо». Поединки транслировались по телевидению, комментировал их легендарный Вадим Синявский, а некоторые матчи судил первый космонавт планеты – Юрий Гагарин. В те годы по инициативе популярнейшего журнала «За рулем» состоялись первые официальные соревнования, участие в которых приняло двенадцать команд. Первый официальный чемпионат СССР дебютировал в 1965 году, когда в борьбу вступили уже полтора десятка команд. Первыми чемпионами страны стали наши соседи – спортсмены команды «Комета» из столицы Калмыкии города Элисты.

Во времена Советского Союза, особенно в последние тридцать лет его существования, развивавшийся под патронажем ДОСААФ мотобол был, скорее всего, одним из самых популярных и любимых технических видов спорта. А на Ставрополье он и вовсе переживал настоящий бум. Только в первенстве края участвовало до четырёх десятков команд. На всесоюзной арене честь нашего региона защищали «Спутник» из села Октябрьского, невинномысский «Кавказ», александровский «Алмаз», новопавловский «Автомобилист» и зеленокумская «Молния», ставшая одной из сильнейших команд Европейского континента.

Обидно, но сегодня в большинстве стран, когда-то входивших в состав Советского Союза, о мотоболе и вовсе позабыли. То же можно сказать и о Болгарии, Бельгии, Англии и Испании. А вот в Германии и во Франции, как и десятилетиями раньше, десятки команд борются за чемпионское звание. Кроме того, также проводятся юношеские чемпионаты. Мотобол никогда не получал распространения за пределами Европейского континента, и по этой причине чемпионаты мира никогда не проводились. Главным мотобольным турниром является чемпионат Европы. В последнее время в нём обычно принимают участие семь сборных – России, Франции, Германии, Беларуси, Украины, Голландии и Литвы.

 

Специфика интересного вида спорта

Что же такое мотобол? Ответ на этот вопрос не будет простым. Многим может показаться, что данный вид спорта является тем же футболом, только играют в него на мотоциклах. На самом деле в мотобольных правилах есть кое-что и от футбола, и от хоккея, и даже от баскетбола. На поле находятся четыре полевых игрока на мотоциклах и один вратарь без него. В поединках есть угловые, а также 11-метровые и 16-метровые штрафные удары. Центр поля можно пройти только через пас. Конечно, присутствуют и удаления. «Зелёная» карточка означает уход спортсмена с поля на две минуты, «жёлтая» – на пять, а «красная» – на пятнадцать с последующей заменой.

Покрытие поля для игры в мотобол обычно гаревое, но допускаются также травяное или тартановое. Размеры «поляны» идентичны с футбольными. Длина поля составляет 85-110 метров, ширина – 45-85. Ворота здесь гораздо больше футбольных. Их ширина достигает 7 метров и 32 сантиметров, высота – 2 метров и 44 сантиметров. Безусловно, и мяч здесь большой. Длина его окружности составляет 119-126 сантиметров, а вес колеблется от 900 до 1500 граммов. Вес мотоцикла – порядка 100 килограммов. По опасности получения травм мотобол вполне сопоставим с хоккеем с шайбой. Здесь нередко случаются переломы, ушибы, и сотрясения.

В комплект стандартной экипировки для профессионального спортсмена-мотоболиста входят специальные майка, штаны, перчатки, наколенники и шлем. Интересна обувь игрока, представляющая собой шнурованный ботинок из кожи толщиной 3-4 миллиметра, с очень прочным носком на высокой восьми-, а то и десятимиллиметровой подошве. На голенях мотоболиста обязательно присутствуют краги. Они представляют собой толстый цельный кусок кожи, который обматывается вокруг ноги и довольно надёжно защищает кость от ударов. Благодаря этому ноги спортсмена зафиксированы, а ступня может двигаться достаточно свободно. Тем не менее травмы, конечно, случаются.

В начале развития мотобола, как отдельного вида спорта, команды использовали обычные мотоциклы, произведённые в Европе. Затем, когда отточилась техника игры, во Франции ещё в 30-е годы прошлого века придумали ноу-хау. На раме игрового байка закрепили специальные дуги, которые называются бугели. Они помогают удерживать мяч рядом с мотоциклом во время движения. Данное новшество стало первым шагом в эволюции обычного мотоцикла в нынешнюю мотобольную машину. Например, в Советском Союзе в конце 1960-х годов отечественный завод имени Дегтярева в городе Коврове Владимирской области производил мотоцикл «Ковровец». Также в Белоруссии пытались наладить выпуск специальных мотоциклов на Минском мотовелозаводе, однако дальше испытаний дело, увы, и не пошло. Сегодня специальную технику для мотобола производят только в Европе.

Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото с официального сайта министерства физической культуры и спорта Ставропольского края.

ипатовский «Колос», мотоболисты «Колоса», мотобольные правила, мотобол