Одинокая гармонь

Василий Скакун
Василий Скакун
Василий Скакун

Довольно часто по воскресеньям после занятий «большой» йоги, на которых присутствуют сотни людей, мы в Академии здоровья устраиваем творческие встречи клуба любителей песни. Были вечера памяти Вл.Высоцкого, Б.Окуджавы. И вот на днях одна из наших активисток бардовского кружка подготовила цикл песен, которые в свое время исполняла Майя Кристалинская. И что интересно, весь зал подпевал те мелодии, на которых мы росли в 60–70-е годы прошлого столетия. Ну как можно забыть такие песни, как «Опустела без тебя земля», «Мы с тобой два берега у одной реки», «Топ, топ, топает малыш», «Старый клен» и множество других, которые и тогда, в те, теперь уже далеко ушедшие, годы бередили наши души, да и сейчас никого не оставляют равнодушными. Вот интересно, что никто не забыл слова, все пели, некоторые со слезами умиления на глазах.

И сам по себе возник вопрос – а почему все это так быстро позабылось, почему отдали предпочтение тому, что вообще ничего не несет, не говоря уже о нравственном и духовном воспитании? Ну ладно, пусть страна мечется в поисках каких-то экономических предпочтений между Западом и Востоком, но при чем здесь мы – простые люди, у которых в жизни совсем иные устремления, почему мы предали все то лучшее, что сопровождало нас по той, уже вчерашней, жизни. Теперь, оказывается, зазорно воспевать тех девушек, которые трудились ткачихами, у них у каждой в общежитии была гитара. И по мере того, как они выходили замуж, количество гитар уменьшалось.

Сейчас нет ни ткачих, ни общежитий, ни населявших их девушек с гитарами. Прошло всего ничего, ну пусть лет 40–50, но ведь в календаре вечной истории это песчинка времени, и вдруг такие разительные перемены.

Нет, быть может, дело даже не в ткачихах, общежитиях и гитарах, а в потерянном духе того времени, духе общности, нравственности и всеобщей дружбы вне зависимости от национальности и вероисповедания. Теперь все вдруг стали великими защитниками своей нации или клана, и все стали этакими приверженцами религиозных основ. Мы явно забрели не на те улицы и забрели не по зову одинокой гармони, а по каким-то иным, явно выраженным материальным причинам.

В свое время, в начале 90-х годов, когда мы с женой довольно часто на длительные сроки выезжали в Бельгию тренировать спортсменов и зарабатывать себе деньги, то с непоколебимой уверенностью полагали, что за идеальной чистотой тротуаров, дорог, полной насыщенностью любыми товарами магазинов, когда у нас было шаром покати, эта внешняя опрятность всего и вся просто обязана соответствовать внутренней чистоте. Но среди всего этого супердостатка и внешней чистоты вдруг обнаруживались некие несоответствия между наружным блеском и внутренним содержанием. Оказалось, что им совсем не чужды всевозможные разборки, мелкие ухищрения, банальная нечестность и даже какие-то весьма странные семейные отношения – ну, например, когда к бабушке маленького внука можно привести лишь в воскресенье, и то не более чем на пару часов (ну чтоб поиграть с ним). Не говоря о невозможности того, как у нас принято, когда заболевшему ребенку помогает вся родня. Или, когда родная дочь, заскочив в отчий дом, не имеет права сесть за стол (во время обеда), если ее специально не приглашали заранее. Абсурд, скажем мы, и будем правы. Максимум на что она, дочь, может надеяться в таком случае, так это на стакан воды. И ни у кого никаких обид – традиция.

И тогда начинаешь прозревать, что, быть может, тротуары, вымытые с шампунем, вкупе с роскошью магазинов, – все это не самое главное в нашей жизни. Быть может, есть иные, более осязаемые ценности, те, что мы привыкли называть человеческими.

Как получилось, что мы ту, свою старую, жизнь под звуки «одинокой» гармони так безапелляционно променяли на эту бездуховную приманку Запада? Ну, во-первых, все, что было там «за бугром», от нас специально закрывали, делая тем самым запретным плодом, который так тянет к себе. Во-вторых, «железный занавес» Страны Советов еще в большей степени подпитывал это любопытство. И, в-третьих, эта глупая борьба со всякого рода стилягами, музыкой западного образца тоже не могла не подогревать желание все это, если не попробовать, то, по крайней мере, подержать в руках. Не говоря уже о том, что за желанием выплавлять рекордное количество чугуна на душу населения напрочь забыли, а во что эту душу одевать и обувать, и потому напрочь забросили легкую промышленность, тем самым создавая ажиотаж ко всему привезенному с Запада, явно более красивого и явно более высокого качества. В абы что уже никому не хотелось одеваться.

Друзья, так это мы все вместе и предали эту «одинокую» гармонь, только мы и никто другой. Да, мы получили весь ассортимент западных товаров, легковые машины, музыку и даже культуру позаимствовали, и вместе с ними незаметно проник и их образ жизни, построенный на законах чисто экономических приоритетов. Теперь и у нас «кто ты» определяют марка машины, дом, костюм, количество валюты в зарубежном банке и количество любовниц. Но главное то, что от нравственных ценностей при этом необходимо отказаться, так как служить двум господам одновременно еще не получалось никогда и ни у кого.

Что же всех нас ожидает в будущем? Западный мир, как и все, что существует на этой земле, имеет две составляющие – духовную и экономическую. Духовная практически уже давно разложилась и сгнила на Западе (чего стоят только эти несуразные законы об однополых браках – ну во все времена были больные люди, но зачем все это выставлять напоказ), хотя надо отметить, что там еще есть очаги сопротивления. Запад держался на экономической составляющей, но и она в последнее время зашаталась. Они стали потреблять больше, чем зарабатывать. Разрушение Запада идет потому, что экономика на поверку оказалась финансовой пирамидой, и сейчас западные страны, начиная с США, должны миру больше, чем производят, а все еще держатся на плаву лишь на авторитете этих стран. Через определенное время у них может ничего не остаться, тем более что нет подпитки духовной составляющей.

Великие экономисты мира так и не додумались до того, а что же капитализм – это некий абсолют всего и вся, и прогресс общества на этом заканчивается. Нет, совсем нет. Жизнь, Большая Жизнь, требует своего обновления и продвижения вперед. И оно возможно только в одном направлении – к развитию духовных качеств.

Мы же, если сохраним духовность, нравственность и мораль как главенствующие звенья жизни, непременно сможем подняться с экономических колен, на которых находимся в настоящее время. Помните, еще Н.В. Гоголь говорил, что, пока на Руси остается последний хутор, Россия будет жива. Смысл в том, что в этих хуторах как зеницу ока охраняли человечность, нравственность и любовь к людям. Но мы и хутора теряем тысячами в год. Надо остановиться, осмыслить и принять единственно верное решение – возрождать на Руси исконно русскую душу, русскую культуру, литературу. Быть может, тогда и услышим голос одинокой гармони, будящей наши сердца.

спорт, духовность, йога, душа, размышления