Одна сторона требует, другая выполняет

Тамара Коркина

Содержание и ремонт жилья – пожалуй, на сегодня это одна из самых острых тем, волнующих горожан. Как, очевидно, заметили наши читатели, редакция использует самые разные возможности для ее освещения. Сегодня наш корреспондент беседует с директором ЖЭУ­12 Ленинского района Татьяной Игоревной ЕФИМОВОЙ. По мнению и районной власти, и коллег, это очень грамотный, экономически образованный руководитель.

— Поскольку самое большое разнообразие в нашу «домовую» жизнь в последние годы внес Жилищный кодекс, то не могу не спросить: что, на ваш взгляд, в нем наиболее позитивное?

— Хорошо, что он устанавливает нормальные, цивилизованные договорные отношения между собственниками жилья и обслуживающими его организациями. Пришло время, когда две стороны договариваются, одна из них требует, другая – выполняет. Бытовавший долгие годы «общий котел» теперь разделяется, каждый дом знает, какую сумму он соберет за год на содержание и ремонт жилья. К договору приложен перечень работ. Собрал, дом 70 тысяч — их можно направить на ремонт крыши, нижней разводки или подъезда. Куда – должны решить сами жильцы, прислушиваясь, естественно, к рекомендациям специалистов. Например, в прошлом году наше ЖЭУ в нескольких домах выполнил текущий ремонт крыш. На каждую истрачено 300 тысяч рублей. Эта сумма в несколько раз превзошла собранную собственниками помещений, поэтому мы заключили договор, что в течение трех лет все остальные работы на их домах будут выполняться на дополнительно собранные средства. Мысль такая, что жители взяли в долг у ЖЭУ­12.

— Давайте поговорим о тарифе по первой строке – на ремонт и содержание жилья.

— Поскольку наше ЖЭУ — муниципальное предприятие, то мы работаем по тарифу, утвержденному постановлением главы города. Сразу скажу, что это минимальный тариф, учитывающий безопасную эксплуатацию многоквартирного дома. Что нужно жильцам в первую очередь? Чтобы работали все коммуникации, чтобы была убрана территория, вывезен мусор.

Тариф по первой строке разделяется на две части: содержание и текущий ремонт дома. Приходит дворник, убирает двор, за ним идет рабочий, который выкатывает контейнер с мусором, затем эстафету принимает тракторист, который убирает контейнерную площадку. Параллельно кровельщик поправляет водосточные трубы, подметает кровлю – вот это все и есть повседневное содержание дома. Если мы не усмотрели и потекла задвижка, то неприятности и у жильцов, и у нас.

Что еще относится к содержанию? Паспортистка, которая работает в ЖЭУ, диспетчер, принимающий заявки о неполадках, всевозможная пусконаладка. Налаживается подача тепла, света, делаются электрические измерения – это тоже все содержание, входящее в первую строку. А там надо лифтерскую отремонтировать, купить электрические коврики, обучить людей, иначе ни один гостехнадзор не разрешит пользоваться лифтом. Надо написать на каждом этаже, какой он по счету, и так далее, все это нужно. Плюс к этому заключены договоры с «Горгазом» по обслуживанию наружной фасадной газовой разводки, с ВДПО ­ на проверку вентканалов, с ООО «Микст» ­ на дезинфекцию.

— Давайте возьмем тариф 9 рублей 45 копеек — для домов с лифтами и мусоропроводом – и конкретно посмотрим, какие деньги куда идут.

— Например, «Ставропольлифт» ­ ему мы перечисляем 34 копейки с каждого квадратного метра общей площади, 3 копейки идет организации, испытывающей лифты. «Теплосеть» поставляет тепло до первой задвижки в доме.

А за распределение его по внутридомовым сетям мы ей платим 46 копеек с квадратного метра общей площади. Прямо скажем, драконовская цена, поскольку в эти 46 копеек входит лишь аварийно­диспетчерское обслуживание, профилактика, пуск и наладка системы перед отопительным сезоном, а также мелкий, до замены метра трубы, ремонт. А вот замену арматуры, трубопроводов, смену сгонов мы оплачиваем дополнительно. У нас с «Теплосетью» заключен договор до первого мая, а потом мы попытаемся эксплуатировать и содержать тепловое хозяйство домов своими силами, что будет значительно дешевле.

С этого года в тариф включен вывоз твердого бытового мусора, раньше он шел отдельной строкой. Мусоровывозящей организации мы отдаем 90 копеек из тарифа по первой строке. Она по договору вывозит также весь крупногабаритный мусор – выброшенные старые холодильник, диван и так далее.

— А как складываются отношения с «Горэлектросетью»?

— Прежде я хочу сказать, что мы ведем большую работу по установке счетчиков в местах общего пользования, ими сейчас оснащены около 75 процентов домов. Сразу почувствовали ощутимую экономию. Если в 2001 году мы платили за свет по 160 — 170 тысяч в месяц, то сейчас – чуть больше 100 тысяч. Это при том, что стоимость электроэнергии за шесть лет значительно выросла. Попробовали экономить с помощью реле времени, которое отключает и включает электричество по мере его надобности. Поставили в одном доме, но наше варварское отношение к системам привело к тому, что новшество приказало долго жить. В этом году мы не отказались от услуг внутридомовой службы «Гор­электросети», платим по старому договору 17,5 копейки с квадратного метра.

— Итак, сторонним организациям уходит…

— … 40 процентов платежей населения по первой строке. А 60 процентов идет в ЖЭУ. Если мы всю полученную нами сумму примем за 100 процентов, то из нее 70 процентов идет на содержание дома, куда входит также оплата труда людей, обслуживающих места общего пользования. А 30 процентов идет на текущий ремонт. Хочу сказать, что в отличие от частных управляющих компаний мы как муниципальное предприятие не платим за аренду помещения, техники, что удешевляет наши услуги.

— А как оплачивается уборка придомовой территории?

— Добавим – и прилегающей тоже. К ней относятся двор, въезд в него, газоны до дороги, если они имеются. Оплата идет согласно штатному расписанию, из денег на содержание дома, труд дворников варьируется в зависимости от категории улицы, расположения дома. На зарплату дворника идет 65 копеек с квадратного метра жилой площади, если взять с материалами — то 74 копейки. Дворник всем занимается — и уборкой, и скашиванием травы, если она есть.

— В Ленинском районе, как не раз говорила при проведении наших «прямых линий» глава администрации Наталья Николаевна Хоменко, люди отдали предпочтение непосредственному способу управления своим многоквартирным домом. Вы тоже считаете, что он один из самых оптимальных?

— Пока люди не привыкли к договорным отношениям, не научились коллективно хозяйствовать, объединять свои интересы – да, пожалуй, оптимальный. Наш ЖЭУ как муниципальное предприятие не имеет права управлять имуществом. Каждый дом выдал нам доверенность на содержание, на сегодня у нас заключено 120 договоров.

Мы пока не дорабатываем в части приложения к договорам, где идет речь о дополнительных работах, о расширенном тарифе.

— Вы держите связь со старшими домов, особенно когда идут какие­то работы. До сих пор существует достаточно устойчивое мнение, что «старшие» должны трудиться на общественных началах. Это вряд ли справедливо, поскольку люди тратят свое время, силы, здоровье. Как вы на это смотрите?

— Это действительно серьезный вопрос, люди бесплатно работать не должны. Пока мы решаем, как оплачивать. Вполне возможно, что будем бесплатно предоставлять жилищно­коммунальные услуги. Может, будет фиксированная зарплата.

Это для нас тем более важно, что мы приветствуем и поддерживаем стремление людей привести дом, подъезд в порядок. В нашем ЖЭУ работают добровольные ремонтные дружины. В прошлом году мы отремонтировали их силами 27 подъездов. Организующую роль старших по дому в таких случаях трудно переоценить. Кто­то берет в ЖЭУ материалы, кто­то просит дать мастера, а уже с ним работают добровольцы.

У меня призыв к жильцам: давайте работать вместе, вместе заботиться о своем жилье.