Охота по закону

Валерий Манин
Отдел законодательства и федерального регистра Главного Управления Министерства юстиции РФ по ЮФО в Ставропольском крае провел повторную юридическую экспертизу решения исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов «Об утверждении правил охоты на территории края». Предмет представленного на юридическую экспертизу акта – правоотношения в сфере государственного охотничьего фонда. Заключение направлено на имя губернатора А.Черногорова.

«В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

На основании пункта 11 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.1994г. № 436) производство охоты регулируется правилами, издаваемыми Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами в соответствии с типовыми правилами охоты, утверждаемыми Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.

Следовательно, принятие рассматриваемого Решения в 1989 году входило в компетенцию исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов (далее — крайисполком).

Однако юридическая экспертиза рассматриваемого Решения показала, что в настоящее время оно противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Согласно постановлению главы администрации Ставропольского края от 14.12.1995г. №686 «О внесении изменений и дополнений в Правила охоты на территории Ставропольского края» частично приводился в соответствие с федеральным законодательством ряд положений Решения крайисполкома. Так, в соответствии со статьей 1.1. Постановления главы администрации Ставропольского края слова «СССР» и «РСФСР» в тексте Правил охоты, утвержденных Решением крайисполкома, заменялись словами «Российская Федерация», слово «крайисполком» заменялось словами «администрация края» в соответствующих падежах, статьей 4 признавались утратившими силу Приложения 3, 4, 6, 9, 10 Решения крайисполкома от 17.05.1989г. №203 и, соответственно, оставались действующими Приложения 1, 2, 5, 7, 8.

Тем самым подтверждалось, что Приложения к Решению крайисполкома являлисъ неотъемлемой частью указанного Решения, отдельные из которых в 1995 году оставались противоречащими действующему федеральному законодательству. При этом из представленной правительством Ставропольского края в территориальный орган Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю копии официального текста указанного Решения видно, что к Решению имеются Приложения, в правом верхнем углу которых указано: «Приложение № (указан порядковый номер) к решению крайисполкома от 17.05.1989г. №203».

Вместе с тем постановлением губернатора Ставропольского края от 08.06.2005г. №311 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов главы администрации Ставропольского края и губернатора Ставропольского края» постановление главы администрации Ставропольского края от 14.12.1995г. № 686 признано утратившим силу. Тем самым Решение оставлено в силе в его первоначальной редакции, которая еще ранее противоречила требованиям федерального законодательства.

В частности, в Правилах охоты на территории Ставропольского края допускаются термины «СССР» и «КЧАО» (Карачаево-Черкесская автономная область).

В связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 года «О создании Содружества независимых государств», ратифицированного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991г. № 2014-1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик утратила силу. Новая Конституция Российской Федерации была принята 12.12.1993г. В соответствии со ст. 65 названной Конституции в состав Российской Федерации входит Карачаево-Черкесская Республика как самостоятельный субъект, и с этого времени юридически не допускается применение вместо указанной республики термина «Карачаево-Черкесская автономная область».

Более того, положениями нормативного правового акта Ставропольского края, действующего в настоящее время, реализуются полномочия другого равноправного субъекта Российской Федерации - Карачаево-Черкесской Республики, поскольку Приложения 1, 2 Решения крайисполкома от 17.05.1989 №203 устанавливают перечень заповедников, республиканских заказников и заказников местного значения на территории Ставропольского края и список охотничьих хозяйств на территории Ставропольского края, закрепленных за государственными и общественными организациями, в которых указаны соответственно заповедники, заказники и охотничьи хозяйства, расположенные на территории Карачаево-Черкесской Республики (в том числе «Архызский» (на территории Зеленчукского района КЧАО), «Дамхурц» (на территории Урупского района КЧАО), «Хасаутский» (на территории Малокарачаевского района КЧАО), государственные заказники; «Тебердинский» государственный заповедник на территории Карачаевского района, «Адыге-Хабльское», «Первомайское», «Карачаевское», «Усть-Джегутинское», «Хабезское» охотничьи хозяйства.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.

Поэтому статьей 3 постановления Верховного Совета Карачаево-Черкесской Республики от 27.05.1993г. №37-ХХ1 «О правилах охоты на территории Карачаево-Черкесской Республики» утвержден перечень заповедников, федеральных заказников и заказников местного значения на территории Карачаево-Черкесской Республики, в том числе «Тебердинский» — государственный заповедник на территории Карачаевского и Зеленчукского районов Карачаево-Черкесской Республики, «Архызский» государственный заказник на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, «Дамхурц» — государственный заказник на территории Урупского района Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, нормативным правовым актом Ставропольского края регулируются вопросы, входящие в полномочия Карачаево-Черкесской Республики, что является вмешательством в компетенцию равноправного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, и ряд других приложений к рассматриваемому Решению содержат нарушения федерального законодательства. Так, в приложении №10 к решению крайисполкома от 17.05.1989г. №203 изложены выписки из Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях», который в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2001г. №196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 29.12.2004г.) признан утратившим силу с 1 июля 2002 года.

С учетом вышеизложенного предлагаем привести решение исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов № 203 от 17.05.1989г. «Об утверждении Правил охоты на территории края» (в ред. постановления правительства Ставропольского края от 27.07.2001г.№ 145-п) и приложения к нему в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в Отдел законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Ставропольском крае.

А. Р. Инкис,

начальник отдела.