Пасынки на родной земле

Елена Павлова

На заседании этнического совета в правительстве края обсуждали положение славян и деятельность славянских общественных организаций на Ставрополье. Русский вопрос стал главной темой обсуждения. Выступающие признавали, что вопросов здесь больше, чем ответов, потому что социально­экономическое самочувствие и положение славянских этносов не соответствует роли, которую они должны играть в обществе.

Надо сказать, что еще год назад провести совещание с такой вот темой обсуждения было бы непросто, во всяком случае ­ чревато… У меня, например, вообще складывалось ощущение, что главная задача отдельных руководителей федерального центра и ряда правозащитных организаций – блокировать все инициативы, направленные на защиту интересов славян, и трансформировать общественное сознание до полного неприятия самого слова «русский».

С конца 2006 года федеральный центр наконец­таки начал прозревать. Сначала в Москве заговорили о необходимости соблюдения прав коренного населения, потом вспомнили о правах славян… И перестали «стесняться» употреблять слово «русский». То ли в Первопрестольной поняли, что ежедневные россказни про «русский фашизм» для восьмидесяти процентов граждан России стали не столько пугающим, сколько раздражающим фактором… То ли накануне грядущих федеральных выборов вспомнили о необходимых голосах этнического большинства. То ли действительно прислушались к голосу регионов, которые уже давно взывают: замалчивать проблемы государствообразующего этноса опасно!

Это понимают, кстати, не только русские. На обсуждении положения славян и славянских организаций на краевом уровне настаивали в том числе и представители национально­культурных объединений.

Почему? На этот вопрос ответил в своем докладе доктор политических наук профессор Пятигорского государственного лингвистического университета Сергей Передерий:

­ Вся политика до Путина была антигосударственной и антирусской. Она привела к экономическому геноциду. Политолог Зиновьев назвал период строительства криминально­капиталистического государства убийством русского народа и убийством России как русского государства. В результате Россия находится в глубоком кризисе национальной идентичности. Когда ведущий не знает, куда он идет, создается угроза для ведомого…

Сергей Васильевич считает, что для того, чтобы угрозы минимизировать, нужна государственная национальная политика. Потому что трудно назвать государственной ту политику, которая не учитывает интересы титульной нации. Определения «русский народ» нет даже в Конституции РФ – следовательно, он вообще не является ни объектом, ни субъектом этой самой политики. Ученый считает, что внесение соответствующих поправок в Конституцию необходимо. Также необходимо остановить ухудшение положения славян.

А положение славян действительно незавидное. И от экономических реформ они больше всех пострадали, и от проявлений национализма, как показывают результаты соцопросов, страдают в 8 раз чаще, чем представители других этносов. Тем сильнее стремление к объединению.

Объединений разного рода в крае много – 429 из них созданы по этническому признаку. И около ста еще действуют без регистрации. Славянских организаций 10 (зарегистрировано 4).

При этом в крае сохраняется высокий уровень конфликтной опасности – 77­процентный в среднем по краю за несколько лет. Причем в 2005 году он снижался до 62 процентов, в 2006­м взлетел до 82. Респондентами выступали представители разных национальностей – большинство в случае развития конфликта готовы в нем участвовать на стороне своей этнической группы. Возросла и конфликтная готовность русской молодежи – 75 процентов.

Профессор Борис Иванников говорил о необходимости проведения мониторинга конфликтности не только в целом по краю, но в каждом его районе. Важным он считает участие в федеральной программе по защите русского языка. И не менее важным – внимание и государственную поддержку славянских объединений.

­ Наивно думать, ­ считает Борис Давыдович, ­ что рост национального самосознания является привилегией малых этнических групп, а русским он чужд. Напротив, рост самосознания стал характерной чертой русского народа…

С этим согласилось большинство присутствующих. Славянские организации способны стать мощной общественной силой, работающей на консолидацию общества.

Такой силой уже сейчас является казачество.

­ Казачество никогда не было инициатором конфликтов, ­ говорит атаман Ставропольского округа Терского казачьего войска Михаил Серков. – Да, мы отстаиваем интересы славянского населения края, даже если они не совпадают с интересами других национальных групп. Но мы решаем проблемы исключительно в правовом поле. Нельзя позволять проблеме уходить вглубь – всегда найдутся желающие погреть на ней руки.

Председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества Василий Шнюков считает, что именно казачество должно стать ядром славянских этносов, потому что уже выполняет эту функцию, оказывая поддержку органам госвласти и местного самоуправления, объединяя вокруг себя все здоровые и конструкт ивные силы. Казачество обладает на данный момент наибольшей активностью и верностью вековым традициям.

­ Признавая это как очевидный факт, государство должно сделать и следующий решительный шаг, оказывая казачеству политическую и правовую помощь и поддержку, ­ считает В.Шнюков. – Вместе с тем стоит серьезно изучить причины крайне болезненной реакции представителей некоторых неславянских этносов на любые попытки государственных органов власти поднять проблему славян. Настораживает стремление объявить эти попытки, как и требования славянских общественных организаций о необходимости усиления внимания к славянам, чуть ли не национализмом, шовинизмом и другими «измами».

Государству вообще о многом стоит задуматься – в том числе и о причинах роста радикальных настроений в среде славянской молодежи. Они, уверен председатель комитета по делам национальностей, лежат на поверхности. На своей родной земле тысячи семей славян стали пасынками.

Этносовет поддержал инициативу подготовки закона Ставропольского края «Об основах региональной политики в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений в крае», в содержании которого должны быть учтены проблемы этнокультурного развития славянских этносов, состояние этнокультурного самочувствия русского населения края и ряд других инициатив. Главное теперь, чтобы к этим предложениям прислушались и в Москве (иначе любая инициатива на местах будет блокирована федеральными законодательными барьерами). Прислушаются ли? Это зависит от того, насколько наше государство не утратило хотя бы инстинкт самосохранения.