Подведены итоги конкурса-выставки научно-технического творчества молодежи «Таланты XXI века»

Алина Смирнова

Этот конкурс стал в нашем крае доброй традицией. Министерство образования СК и краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Гагарина проводят его каждый год. И это всегда событие и всегда открытие новых звездочек, новых талантов.

Представление проектов
Александр ПлотниковПредставление проектов

Конкурс и проводится для того, чтобы их открывать, у нас ведь очень много талантливых детей, среди которых – будущие светила российской науки, будущие изобретатели, разработчики новейших технологий. Им надо только дать возможность проявить себя и в себя поверить, сделать так, чтобы они хотели развивать свой талант – творить, выдумывать, пробовать... И это получается – о чем свидетельствует и популярность конкурса: год от года число его участников растет. В этом году на суд большого жюри было представлено 125 проектов юных изобретателей и исследователей со всего края, возраст которых – от 12 до 20 лет. А участников было 200 человек (многие ребята трудились над своими проектами в соавторстве).

И вот в 8 номинациях первые, вторые и третьи места были присуждены 34 проектам. Мы технически не можем все их перечислить в газетном формате. Список проектов-победителей конкурса выставлен на сайте краевого Центра развития творчества детей и юношества имени Гагарина. Жюри было очень непросто выбрать лучшего из лучших, именно поэтому почти во всех номинациях вторые и третьи места разделили между собой два проекта. А в номинациях «Мультимедийные технологии», «Программирование и вычислительная техника» и «Техническое конструирование» победителей, которым присуждено первое место, тоже оказалось по двое. Назову только их. В мультимедиа это VR-проект «Занимательное краеведение» (школа № 6 Левокумского муниципального округа) и сайт «География России» (Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники). А в программировании лучшими признаны проект «Электронный информационный киоск» на базе персонального компьютера (школа № 14 Курского муниципального округа) и «Персональный мини-сервер» (колледж Пятигорского института (филиала) СКФУ). В техническом конструировании первое место завоевали проекты приспособления для фиксации заготовки при сварочных и слесарных работах под названием «Позиционер» Буденновского политехнического колледжа и «Многофункциональный радиоуправляемый катер – помощник рыбака и ихтиолога», созданный воспитанниками Центра дополнительного образования Ипатовского района. То, что число победителей превышает количество призовых мест, свидетельствует о высоком качестве представленных работ – ведь жюри конкурса по всем номинациям было очень компетентным. В его состав входили ученые (преподаватели вузов) и практики (специалисты ресурсоснабжающих и промышленных предприятий, в том числе оборонных)...

Возможно, эти мальчишки –  будущие светила российской науки
Александр ПлотниковВозможно, эти мальчишки – будущие светила российской науки

Ребята перед защитой проектов, конечно, очень волновались – даже те, кто в олимпиадах и конкурсах уже не раз участвовали и побеждали. Как, например, десятиклассник Георгий Утнин из города Лермонтова. Созданный им ранее экзоскелет для ног и кистей рук завоевывал признание и награды. В этом году парень представил на суд жюри в номинации «Робототехника» «Сборщик кубика Рубика», который справляется с пресловутым «кубиком» за две минуты... В этот раз завоевать призовое место не получилось, но Георгий не расстроен – ему интересно само участие в конкурсе, общение с такими же, как он, ребятами-изобретателями.

Для семиклассниц Арины Тверита и Дарины Саражиевой из Солнечнодольска этот конкурс вообще первый. Все было впервые – впечатления от экскурсии по аудиториям и кафедрам аграрного университета, на базе которого проводится конкурс, выход к микрофону и самая настоящая защита своего проекта, который девчонки более полугода готовили. В номинации «Наблюдение и эксперимент» школьницы представили исследование о влиянии занятий рисованием на ребенка. Такой исследовательской работой девчатам предложила заняться их педагог Елена Сергеевна. А им и самим было интересно, почему одни дети рисуют лучше, другие хуже. Арине и Дарине, которые очень любят рисовать, хотелось доказать своим одноклассникам, что рисование – это совсем не второстепенный, а, наоборот, важный предмет в школьной программе.

Но с первого же задания своим подопечным – ученикам младших классов девочки открыли для себя, как это интересно – наблюдать за детьми, когда ты им даешь какое-то необычное задание. Ну, например, нарисовать Мряку... Даже я переспросила: «Кого нарисовать?». «Мряку», – хором повторили девчата... Оказывается, это задание на развитие образного мышления... Малыши тоже сначала удивляются, переспрашивают, а потом с удовольствием принимают эту игру... И уж дальше работает воображение, ассоциации – каждый рисует то, как он себе представляет эту доселе неведомую ему Мряку. Кто-то дождь и лужи изображает, кто-то – чудище мохнатое и страшное, а у другого на рисунке резвится на лужайке милый, веселый щенок по кличке Мряка...

Изобретения юных вызывали неподдельный интерес  у профессионалов
Александр ПлотниковИзобретения юных вызывали неподдельный интерес у профессионалов

Много было разных таких вот «неожиданных» заданий, и дети их с удовольствием выполняли... И вот что заметили юные исследовательницы: даже у тех ребят, которые рисовать не очень умеют, стала появляться в рисунках какая-то изюминка – что-то свое, непохожее на других. А еще они общаться стали лучше друг с другом, а некоторые – и по другим предметам лучше успевать. Вот что значит развитие образного мышления...

Виктория Громова из Невинномысска представила на суд жюри в номинации «Мультимедийные технологии» психотерапевтический подкаст «Хочу признаться». Это открытый диалог подростка и интервьюера с последующими рекомендациями консультирующего психолога, который помогает найти выход из сложной ситуации. Надо сказать, что авторский проект десятиклассницы Виктории Громовой уже работает в медиапространстве – а именно на радио «Невинномысск», где 16-летняя Вика уже четыре года – ведущая. Просто, услышав однажды объявление о кастинге на должность ведущей, набралась смелости и пришла. Уже тогда мечтала о журналистике. О кастинге говорит так: «Помню большой, полный людей зал и маленькую себя». Действительно, она была самой юной претенденткой, но именно ее и взяли. А потом эта удивительная девчушка предложила редакторам идею подкаста «Хочу признаться». Она знала, что найдет среди сверстников тех, кто будет говорить о своих проблемах на широкую аудиторию. Знала, как найти ключик для такого разговора – ведь и сама была подростком. И проект завоевал молодежную аудиторию на радио «Невинномысск» и в соцсетях, а теперь вот получил признание жюри краевого конкурса «Таланты XXI века». Ее проект занял второе место в номинации «Мультимедийные технологии».

Награды победители и лауреаты конкурса получат в мае, когда в Ставрополе будет проходить фестиваль «Россыпь талантов». А кто-то из них поедет в Минск и будет представлять Ставропольский край в конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи Союзного государства «Таланты XXI века».

 

Образование, конкурс-выставка «Таланты XXI века», технологии и творчество