Поезд как символ Победы

Геннадий Криштофоров

В Ставрополь вновь приехал удивительный музей. Такого нет нигде в мире. Речь, конечно, идет об историко-познавательном проекте «Поезд Победы».

Экспонаты, размещенные в тематических вагонах, уже успели побывать практически во всех регионах нашей большой страны. Железнодорожный состав также заезжал и в соседние государства. Уникальная иммерсивная экспозиция берет за душу каждого посетителя поезда.

 

Перед входом в первый вагон

В прошлый раз мне очень хотелось посетить «Поезд Победы», однако не удалось. Поэтому оставалось только ждать, когда в следующий раз экспозиция окажется в нашем крае.

Прошло немного времени. И вот в начале марта грандиозный «Поезд» вновь прибыл в Ставрополь. Правда, записаться на экскурсию на сайте проекта я вновь не смог. Слишком много горожан хотели посетить выставку. Дело в том, что музейные вагоны не могут вместить всех желающих сразу. Посещение организовано группами по 10-15 человек и строго рассчитано по времени – промежуток составляет всего пять минут.

Мне повезло, потому что организаторы предусмотрели проведение специальных экскурсий для российских солдат, родственников бойцов спецоперации, учеников казачьих классов, а также для местных журналистов.

Александр Плотников

На время пребывания «Поезда Победы» сама территория ставропольского железнодорожного вокзала стала частью проекта. Любой посетитель мог принять участие в акции «Письмо солдату». Открытка на фронт сейчас очень важна. Она придает сил и энергии, дарит тепло и греет душу бойцов. Не менее актуальны на передовой маскировочные сети. Посетители вокзала тоже смогли принять участие в их создании. Мастера плетения этой амуниции показали все способы создания важного атрибута военного дела, который не раз спасал жизни солдатам.

 

Экскурсия под стук колес

Как я уже сказал выше, в «Поезд Победы» пускают группами. Они были сформированы заранее. Я попал в одну группу с казачатами. Вместе с четырьмя мальчиками, их руководителем и коллегами-журналистами нас было девять человек. Мы погрузились в историю Великой Отечественной войны.

На входе в первый вагон нас встретили волонтеры. Они вручили специальные наушники с аудиогидом. Затем правила посещения музея через видеопроектор сообщил известный актер Дмитрий Харатьян. Все довольно просто: не шуметь, не задерживаться, ничего не ломать. Фотографировать не просто можно, а даже нужно.

Затем женский голос в наушниках позвал нас за собой. Под стук колес продолжила экскурсию машинист поезда Лидия – собирательный образ женщин, работавших во время войны на железной дороге. Девушка всегда хотела пойти по пути отца, который работал машинистом. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего 19 лет. Лидия стала машинистом паровоза. Бойцы, которые ехали на фронт, делились новостями. Так, девушка узнала о героической защите Брестской крепости. Это был первый рубеж, который показал завоевателям, что наша земля – это им не Европа, которую они захватили в кратчайшие сроки. Советские люди готовы были биться до конца.

Александр Плотников
Александр Плотников

Девушку Лидию удивляло, какими разными были бойцы в Красной Армии. Вот рядом с простым рабочим сидит парень, в нем она узнала музыканта из консерватории, который еще недавно играл на скрипке. И теперь вместо нее он держит в руках винтовку. Солдаты в вагоне внимательно слушают командира, который рассказывал, как правильно заполнять свои данные. Ведь иначе «похоронка» может не дойти.

Я часто отвлекался во время экскурсии, глядя на юных казачат. Ребята, которых обучают по армейским правилам, всем видом показывали свое мужество. Но было заметно, что они с трудом сдерживаются, чтобы не пустить слезу. Стало ясно, что для них эта экскурсия навсегда останется в памяти.

Гид Лидия тем временем продолжала рассказывать. Ее слова дополняли звуки стрельбы, лай собак. Восковые фигуры персонажей военного времени, их одежда и предметы быта достоверно передавали дух военной поры.

Особенно тяжелое впечатление производят на посетителей экспозиции вагонов, которые рассказывают о нечеловеческих условиях жизни узников в фашистских концлагерях. Полное погружение в историю того времени вызывает ощущение, что ты из нашего ХХI века попал в суровые 1940-е. Здесь понимаешь реальный ужас войны. Это вам не выдуманная история про «Иисуса» в фильме «Т-34», который семь раз пытался бежать из лагеря. Перед вами два исхудавших бойца, которые несут на своих плечах живой скелет. В этих вагонах действительно пробирает мороз по коже.

Александр Плотников
Александр Плотников

Конечно, Лидия в своем поезде встречала бойцов из Сталинграда. Они рассказывали, как Паулюс в плену уже не был похож на того генерала, который верил в успех плана «Барбаросса». Но ни у кого он не вызывал сочувствия. Лидия тоже не собиралась прощать вражеского генерал-фельдмаршала, ведь он был виновником гибели тысяч советских людей не только на фронте, но и в мирных городах и селах.

В одном из вагонов «Поезда Победы» Лидия рассказала о блокадном Ленинграде, где, только по официальным данным, от голода погибло более 632 тысяч мирных жителей. Девушка вспомнила, как в 1944 году привезла в город на Неве в поезде рыжую кошку. Мальчик на перроне увидел животное и был удивлен: он уже несколько лет не видел живых котов.

Бойцы рассказывали Лидии не только про фашистов. Они гордо сообщали о подвигах советских полководцев – Рокоссовского, Жукова, Конева, Буденного, Ворошилова. Девушка с интересом узнавала, как советские маршалы придумывали нестандартные ходы, заставлявшие противника бежать с поля боя. Лидия не переставала верить в победу. Правда, некоторые солдаты говорили ей, что придется воевать еще на Дальнем Востоке. Там есть враг, который опаснее фашистов. Японские самураи не жалели никого, нападали из самых разных мест, минировали тела мертвых, готовили биологическое оружие и даже занимались каннибализмом.

В прошлый раз, когда «Поезд Победы» был в Ставрополе, в его составе еще не было вагона, где речь шла о трибуналах над военными преступниками. Не все, наверное, знают, что фашистских извергов и союзников гитлеровской Германии судили не только в Нюрнберге. В 1946 году начался международный военный трибунал в Токио, а в 1949-м в Хабаровске приговор вынесли группе бывших военнослужащих японской Квантунской армии.

Великая Победа пришла в мае 45-го. Лидия тогда сразу не могла поверить словам диктора Левитана. Неужели этот ужас наконец закончился! Девушка в вагонах увидела радостных людей. Теперь им предстояло заново начинать жить. Как это делать, многие еще не представляли. Слишком много горя и потерь они пережили за годы войны. Лидии особенно запомнился 25-летний парень, который на вид был чуть младше… ее дедушки.

 

И снова на перроне

Каждый посетитель экскурсии выходил из последнего вагона с массой эмоций. Все были действительно под впечатлением. Многие начинали вспоминать рассказы своих дедушек и бабушек о событиях военного времени. Было понятно, что старшие тогда многого им недоговаривали. Ведь многие ужасы войны невозможно передать словами.

«Мы очень рады, что посетили этот музей с внуками. Они должны знать нашу историю. Стараемся им прививать, а не навязывать патриотизм. Мы так когда-то воспитали своего сына. Уже пять месяцев он находится на передовой. Ушел добровольцем. Недавно был в отпуске, но отдых-то короткий. Каждый день ему пишем, минимум раз в неделю созваниваемся. Сын воюет на Херсонском направлении. Желаем ему победы!» – сказали после посещения «Поезда Победы» родственники одного из участников спецоперации.

Александр Плотников

Уже выйдя с территории железнодорожного вокзала, я подумал, как можно грамотно, четко и доходчиво показать события истории, вызвать яркий эмоциональный отклик, в том числе и у подрастающего поколения. Очень надеюсь, что «Поезд Победы» еще вернется в Ставрополь. В нашем городе есть много детей и взрослых, которые непременно должны увидеть эту уникальную иммерсивную выставку, помогающую глубже узнать историю нашей страны и ее народа, сумевшего победить в страшной кровопролитной войне.

Великая Победа, «Поезд Победы», блокадный Ленинград, Великая Отчественная война, историко-познавательный проект «Поезд Победы», иммерсивная экспозиция, Ставропольский железнодорожный вокзал