Покемоны – это новый «мыльный пузырь»!

Вадим Дубило

Несколько честных слов о том, что стоит за покемонами – игрой с дополненной реальностью, захватившей умы и сердца миллионов жителей планеты.

Нет, не ждите, конспирологических разоблачений не будет, я не из этой компании.

Я ажиотаж вокруг японских мультяшных монстров воспринимаю, главным образом, как хайп – шумиху в СМИ. Великолепный идеальный хайп, в котором участвуют, как правило, неосознанно – как игроки, так и противники игры. Я открыто восхищаюсь этим хайпом с профессиональной точки зрения и осознанно в нем участвую, не играя в покемонов. Хотя и большой любитель видеоигр.

В общем, к чему я веду. К невидимой руке рынка. Ни для кого не секрет, что с момента релиза Pokemon GO акции ее издателя - компании Nintendo - взлетели не то чтобы до небес, но показали рост в десятки процентов, вплоть до пятидесяти. Такого не случалось с середины 80-х годов прошлого века. От этого и будем отталкиваться.

Запомните: ни одна виртуальная вещь не может вызвать такой капитализации даже в среднесрочной перспективе. Тогда как же такое возможно? Сказанное вначале слово "хайп" еще не забыли? Вот он, родимый, и вступает в игру.

Итак, издателю удалось создать великолепный хайп, который войдет в историю! В шумихе участвуют все: от геймеров до религиозных активистов! Бинго! Игра без рекламы получает такую огласку, которая и не снилась ни одному проекту про, например, поиск лекарства от рака или СПИДа.

Но любой хайп в индустрии развлечений рано или поздно заканчивается. Финал всегда один: создание мыльного пузыря – искусственное раздувание цены на товар (акции), вызванное ажиотажным спросом; рано или поздно цена корректируется в сторону снижения, что вызывает лавину продаж акций и приносит серьезные убытки опоздавшим инвесторам, происходит эффект схлопывания. Примеров таких пузырей в игровой индустрии - тьма: различные фермы, злые птички, инди-игры. Больше всего пузырей, к слову, было в мобильном сегменте игр.

Теперь о том, что нас ждет. Во-первых, хайп и рост акций на его волне пока продолжаются. Ведь покемоны только начали свое шествие по планете. Во-вторых, скоро на нас обрушится лавина продукта разной степени убогости от разработчиков, желающих попасть в струю рынка и урвать свой кусок пирога. В-третьих, спад ажиотажа и охлаждение к игре казуальных игроков, вызванные усталостью от контента. В-четвертых, схлопывание очередного мыльного пузыря. Не первого и не последнего. И тогда - спасайся кто может. Будет счастье, если он не лопнет, а сдуется.

Для чего я это написал? Просто для того, чтобы пояснить людям простую вещь: первичны не покемоны, а маркетинг. И не нужно уделять ему столь пристальное внимание. Люди зарабатывают деньги, а вы им в этом помогаете. Но не стоит и устраивать из-за этого священные войны в Интернете.

покемоны, маркетинг, хайп