Порядок проведения независимой экспертизы фактических затрат и экономически обоснованных цен (тарифов) на жилищно коммунальные услуги, подлежащих регу

Валерий Манин
Приложение к постановлению главы города Ставрополя от 24.06.2005, №2024.

1.Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения независимой экспертизы фактических затрат и экономически обоснованных цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, подлежащих регулированию администрацией города Ставрополя (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.05.1999 № 39 "Об утверждении порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".

1.2. Порядок определяет основные принципы и методы выбора экспертной организации, выбора объекта, предмета, метода и способа проведения экспертизы фактических затрат и экономически обоснованных цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, подлежащих регулированию администрацией города Ставрополя.

1.3. Порядок определяет проведение вневедомственной экспертизы факторов, влияющих на формирование затрат, и направлен на установление экономически оправданных и документально подтвержденных затрат хозяйствующих субъектов на оказание жилищно-коммунальных услуг.

1.4. Порядок устанавливает систему требований к проведению проверки специального назначения хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в регулируемой сфере жилищно-коммунального комплекса города Ставрополя.

1.5. Для настоящего Порядка применяются следующие определения основных понятий и терминов:

регулирующий орган (орган, осуществляющий регулирование цен (тарифов)) - администрация города Ставрополя, в компетенцию которой входит рассмотрение финансово-экономической информации по установлению цен (тарифов) с целью дальнейшего их утверждения, и полномочия которой в области регулирования цен (тарифов) определяются действующим законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, органов местного самоуправления города Ставрополя;

регулируемая деятельность - деятельность хозяйствующего субъекта в сфере производства товаров, выполнения работ, оказания услуг жилищно-коммунального назначения, осуществляемая по ценам (тарифам), утверждаемым администрацией города Ставрополя в соответствии с действующим законодательством;

хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулируемую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты) - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности, чьи товары, продукция и услуги своей стоимостью включаются в цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги и которые представляют расчеты и обоснования по установлению цен (тарифов) в администрацию города Ставрополя;

цены и тарифы - стоимость единицы работ, по которым осуществляются расчеты за жилищно-коммунальных услуги;

регулирование цен (тарифов) - установление в порядке, предусмотренном действующим законодательством, цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

тарифная политика - порядок формирования цен (тарифов) по регулируемой деятельности, установленный администрацией города Ставрополя в соответствии с действующим законодательством;

фактические затраты - фактические расходы, понесенные хозяйствующим субъектом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;

расчетный период регулирования - период, на который устанавливаются регулируемые цены (тарифы);

независимая экспертиза - анализ экономической обоснованности цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, который проводится экспертной организацией с учетом факторов, влияющих на формирование этих цен (тарифов), а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования цен (тарифов) в сфере регулируемой деятельности;

экспертная организация - осуществляющее экспертизу юридическое лицо, имеющее лицензию на данный вид деятельности и техническую возможность дать объективное и обоснованное экспертное заключение по результатам проведения экспертизы, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация;

экспертное заключение (заключение) - документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертной организацией экспертизы, обязательный для всех хозяйствующих субъектов, представляющих на рассмотрение в администрацию города Ставрополя предложения о пересмотре цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги.

2. Цели и задачи проведения независимой экспертизы

фактических затрат

и экономически обоснованных цен (тарифов)

на жилищно-коммунальные

услуги, подлежащих

регулированию администрацией

города Ставрополя

2.1. Проведение независимой экспертизы, предусмотренной настоящим Порядком, осуществляется в целях:

- экономического обоснования цен (тарифов) на товары, работы, услуги при рассмотрении и утверждении их администрацией города Ставрополя;

- установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами в администрацию города Ставрополя финансово-экономической и производственно-технологической информации по обоснованию расчетной величины цен (тарифов);

- повышения ответственности хозяйствующих субъектов за экономическое обоснование цен (тарифов) на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- повышения объективности в принятии решений по установлению цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги администрацией города Ставрополя;

- введения единого механизма формирования цен (тарифов) на хозяйствующих субъектах, осуществляющих регулируемую деятельность;

- защиты экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения цен (тарифов);

- формирования конкурентной среды в сфере регулируемой деятельности для повышения эффективности ее функционирования и минимизации цен (тарифов);

- защиты условий соблюдения баланса экономических интересов населения, других потребителей и производителей услуг;

- экономии бюджетных средств и средств потребителей.

2.2.Экспертиза, выполняемая в соответствии с настоящим Порядком, решает следующие задачи:

- проверка фактической и планируемой себестоимости и прибыли как составных частей цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

- выявление неэффективных и необоснованных затрат хозяйствующих субъектов по регулируемой деятельности, включаемых в расчеты цен (тарифов);

- выявление внутренних резервов хозяйствующих субъектов, оказывающих регулируемые услуги, в целях повышения эффективности производства, улучшения его организации и обеспечения ресурсосбережения;

- определение путей снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности;

- усиление контроля за ценами (тарифами) хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой деятельности;

- создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.

3. Порядок проведения

независимой экспертизы

фактических затрат

и экономически обоснованных цен (тарифов)

на жилищно-коммунальные

услуги, подлежащих

регулированию администрацией

города Ставрополя

3.1. Экспертиза цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги может проводиться по инициативе хозяйствующих субъектов и (или) по инициативе администрации города Ставрополя.

3.2. Экспертиза, проводимая в соответствии с настоящим Порядком, осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, заключаемого отраслевым структурным подразделением администрации города Ставрополя, курирующим сферу жилищно-коммунального хозяйства города, и хозяйствующим субъектом, с одной стороны, и экспертной организацией (организациями), с другой стороны.

При заключении договора отраслевое структурное подразделение администрации города Ставрополя, курирующее сферу жилищно-коммунального хозяйства города, совместно с комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя формирует задание, устанавливающее предмет экспертизы и перечень вопросов, подлежащих рассмотрению экспертной организацией в ходе экспертизы.

Указанный перечень вопросов должен обеспечить, возможность подготовки экспертного заключения в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.

Примерный перечень вопросов, включаемых в задание на проведение независимой экспертизы, приведен в приложении к настоящему Порядку.

3.3. Финансирование работ по экспертизе может осуществляться за счет средств бюджета города Ставрополя или за счет средств хозяйствующих субъектов, а также возможна смешанная форма оплаты из разных источников.

3.4. Экспертиза проводится при наличии следующих условий:

- по окончании регулируемого периода, в течение которого действуют цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, в случае подготовки хозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований по изменению цен (тарифов);

- при пересмотре норм потребления;

- при изменении условий, влияющих на величину затрат на производство товаров, работ, услуг жилищно-коммунального назначения;

- при изменении величины уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги;

- при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в администрацию города Ставрополя с обоснованной просьбой пересмотра цен (тарифов) в течение регулируемого периода, с учетом принятия решения о внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт о бюджете города Ставрополя;

- при наличии иных условий, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Ставрополя.

3.5. Экспертная организация, осуществляя экспертизу в пределах стоимости договора на проведение экспертизы, вправе привлекать по отдельным вопросам на договорной основе научные, технические и иные организации.

Заключения указанных организаций являются неотъемлемой частью заключения экспертной организации.

3.6. Сроки проведения экспертизы устанавливаются с учетом обеспечения условий представления экспертного заключения не позднее чем зa 30 дней до срока утверждения прогнозируемых цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги.

3.7. Независимой экспертизе в соответствии с настоящим Порядком подлежат:

а) цены на жилье, включающие:

- цены на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, содержанию придомовой территории многоквартирных домов;

- цены на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;

- цены за наем жилого помещения, находящегося в муниципальном жилищном фонде;

- цены на услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;

б) тарифы на коммунальные услуги (в отношении тарифов, которые не регулируются действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края), включающие:

- тарифы на услуги по водоснабжению;

- тарифы на услуги по водоотведению;

- тарифы на услуги по централизованному отоплению;

- тарифы на услуги по горячему водоснабжению;

- тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

3.8. По решению администрации города Ставрополя экспертиза может проводиться как по всем видам услуг и всем хозяйствующим субъектам, оказывающим данные услуги, так и по отдельным видам услуг и отдельным хозяйствующим субъектам.

3.9. Если регулируемый вид деятельности осуществляет один хозяйствующий субъект, то проводится экспертиза фактических затрат и экономически обоснованных цен (тарифов) данного хозяйствующего субъекта.

Если одним регулируемым видом деятельности занимается несколько хозяйствующих субъектов, то выбор одного или нескольких субъектов для проведения экспертизы осуществляет отраслевое структурное подразделение администрации города Ставрополя совместно с комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя.

Если один хозяйствующий субъект занимается несколькими видами регулируемой деятельности, подлежащими экспертизе, то одновременно проводится экспертиза всех этих видов деятельности.

3.10. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными организациями самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При этом экспертные организации должны гарантировать качество и достоверность представленной в заключение информации.

3.11. Экспертиза может быть финансовой и (или) технологической и в обязательном порядке должна содержать анализ факторов, влияющих на формирование цен (тарифов).

3.12. Критериями для экспертизы являются нормативные правовые акты Российской Федерации, Ставропольского края, органов местного самоуправления города Ставрополя, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также положения, указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.

3.13.Общая схема проведения экспертизы включает следующие этапы:

- анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального комплекса;

- выявление соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, направленных на ограничение конкуренции и установление необоснованных цен (тарифов);

- проведение финансовой и (или) технологической экспертизы цен (тарифов) хозяйствующих субъектов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;

- выявление монопольных затрат, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках жилищно-коммунальных услуг.

3.14. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение экспертной организации.

Заключение экспертной организации является неотъемлемой частью материалов, предоставляемых хозяйствующим субъектом для экономического обоснования изменения цен (тарифов) в сфере регулируемой деятельности, которые рассматриваются комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя в ходе процедуры регулирования цен (тарифов).

3.15. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых цен (тарифов), хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций.

3.16. В случае если хозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертизы не были устранены выявленные существенные нарушения и (или) ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в заключении с оценочным анализам последствий для установления величины цен (тарифов) и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.

3.17.Экспертные организации привлекаются для проведения экспертизы по результатам открытого конкурса, проводимого комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя.

4. Условия

проведения конкурса по отбору экспертных организаций

4.1. Отбор экспертной организации производится в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 23.05.2001 № 71 "О Положении о муниципальном заказе в городе Ставрополе".

4.2. Обязательным требованием, предъявляемым к экспертным организациям, имеющим право на проведение независимых экспертиз и участвующим в конкурсе, является наличие аккредитации при Госстрое России в соответствии с постановлением Госстроя России от 15.04.1999 № 24 "Об утверждении порядка аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг".

4.3.Основными критериями определения победителя конкурса для экспертных организаций являются:

- длительность работы на рынке данных услуг;

- преимущества в цене выполнения работ;

- минимальные сроки выполнения работ;

- информация о количестве и опыте проведения аналогичных paбот в других городах;

- наличие рекомендаций и отзывов о качестве и достоверности результатов работы по ранее заключенным договорам;

- наличие специалистов по проведению технологических экспертиз по отдельным, заранее определенным вопросам (при необходимости).

Г.П.Королева,

управляющая делами администрации города

Ставрополя.