Посетителей музея пригласили погрузиться в атмосферу Венецианского карнавала

Ольга Метёлкина

В то время, когда зима намекнула, что пора вспомнить о приближающемся Новом годе и хорошо бы поработать над созданием предпраздничного настроения, в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась выставка «Венецианский карнавал».

Наверное, немногие ставропольцы бывали в Венеции, в особенности в те дни, когда этот древний город погружается в атмосферу волшебного праздника, который привлекает почти полумиллионный туристический поток. Люди приезжают со всего света, чтобы увидеть необыкновенные костюмированные шествия и театрализованные шоу. Одним из обязательных атрибутов карнавала издавна стали маски, скрывающие лица его участников.

На выставке «Венецианский карнавал»
Александр ПлотниковНа выставке «Венецианский карнавал»
На выставке  «Венецианский  карнавал»
Александр ПлотниковНа выставке «Венецианский карнавал»

Именно маскам и посвящена новая выставка в Ставропольском музее-заповеднике. Экспозиция создана из предметов частной коллекции Валерия и Натальи Круговых. Прежде посетители уже знакомились с предметами из их собрания на выставках дореволюционных авторских открыток «Волшебная кисть Елизаветы Бём», а также стереофотографий и стереоскопов XIX века «Ретро 3D».

На этот раз Круговы предложили для показа коллекцию венецианских масок. Все представленные на выставке экземпляры авторской работы были приобретены в Италии или на аукционах в России. Несколько масок выполнены Натальей и Валерием. А также экспозиция дополнена авторскими работами, созданными ставропольскими мастерами Ильей и Евгенией Ковач в очень популярном сегодня стиле стимпанк.

Наталья Кругова проводит экскурсию по выставке
Александр ПлотниковНаталья Кругова проводит экскурсию по выставке

На открытии выставки Наталья Кругова провела небольшую экскурсию, в ходе которой рассказала о том, как появилась и развивалась культура венецианских масок. Интересно, что в ранних традициях знаменитого карнавала, первые упоминания о котором относятся к 1094 году, маски не были предусмотрены. Они появились лишь в XIII – XIV веках. Зимней порой в преддверии Великого поста венецианцы устраивали веселые костюмированные гулянья. Неузнаваемые, благодаря маскам, скрывающим лица, важные кавалеры могли вести себя более раскованно, а чопорные дамы – флиртовать направо и налево.

В самом конце XVIII века в ходе Итальянского похода Наполеон Бонапарт захватил Венецию и запретил проведение карнавалов. И до второй половины XX столетия память о них оставались лишь в документальных, литературных и художественных источниках, а маски стали интерьерными украшениями. Карнавал в Венеции возобновили только в 1979 году и по вполне прагматичным причинам. Посещаемый в теплое время многочисленными туристами город промозглой зимой становился пустым. В целях привлечения гостей мэр Венеции решил возродить старую традицию и в течение двух недель накануне Великого поста проводить карнавал. В допандемийное время туристы со всех континентов съезжались в древний город, занимая все гостиницы и отели, при этом пополняя городской бюджет в среднем на 40 миллионов евро.

Карнавальные маски в современной Венеции по-прежнему являются непременной частью костюмов, поражающих своей роскошью. Однако их изготовление стало прибыльным бизнесом много веков назад. Приблизительно до XV века маски не были изысканно украшены, их делали просто белыми или черными. Роскошный декор стал широко применяться с появлением Гильдии мастеров.

Маска «Венецианская дама»
Александр ПлотниковМаска «Венецианская дама»
 «Джоли» – женский вариант маски Джокера
Александр Плотников «Джоли» – женский вариант маски Джокера
 «Вольто»
Александр Плотников «Вольто»

Маски олицетворяют традиционные образы Венецианского карнавала. Джокер – попросту шут. За маской Баута любили скрываться шпионы и аристократы. Огромной популярностью пользуется роскошная маска «Венецианская дама» в различных ее вариациях – Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и других. Есть также чудесный кот Гатто, Вольто, называемый так же Гражданином, и еще многие другие. Часть масок связаны с персонажами комедии дель арте: Арлекином, Коломбиной, Педролино, Пьеро и другими.

Существуют маски, появившиеся под влиянием событий. Яркий пример – маска Чумного доктора, изначально задуманная как функциональный атрибут лекарей для посещения больных. Когда в Европе свирепствовала эпидемия чумы, в носовую часть маски помещали благовония, травы, чеснок и другие средства, обладающие бактерицидными свойствами. В дальнейшем память о грустном опыте европейцев нашла отражение в маске, которая стала более эстетичной. На выставке можно увидеть несколько вариантов маски Чумного доктора, в том числе украшенные стразами и лентами.

До XVIII века карнавал не имел четких правил. Маски были довольно простыми, их изготовление и приобретение не требовали больших затрат. С развитием технологий они тоже стали совершенствоваться. Современные мастера изготавливают маски из гипса, папье-маше, раскрашивая их и декорируя тканями, фольгой, различными декоративными материалами, используя полудрагоценные и драгоценные камни, изысканные перья птиц и даже сусальное золото.

Посетители выставки имеют возможность детально рассмотреть эти произведения талантливых мастеров. В экспозиции представлено 58 инсталляций – маски, закрепленные на планшетах с пейзажными изображениями Венеции. Всего более 70 уникальных предметов, созданных в период с начала XX века до наших дней, современные работы итальянских и российских мастеров. Для удобства посетителей на выставке работает бесплатный аудиогид, рассказывающий об истории карнавала и традиционных венецианских образах.

Дополнительно на выставке организованы кураторские экскурсии и мастер-класс по росписи венецианской маски по предварительной записи (телефон 8-962-460-40-60) или по расписанию. Выставка «Венецианский карнавал» участвует в программе «Пушкинская карта», ее работа продлится до 8 января 2023 года.

Венецианского карнавал, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Венеция, венецианские маски, карнавал, «Пушкинская карта»