Постигая таинство рождения иконы
Валерий МанинДалеко не все, что мы видим, — ручная работа. Для того чтобы не утратить древние традиции написания икон, три года назад при Ставропольской духовной семинарии была открыта иконописная школа. Это был своего рода эксперимент и настолько удачный, что спустя год школа стала иконописным отделением Ставропольской духовной семинарии. Недавно состоялось вручение дипломов первым выпускникам иконописной школы. Накануне я посетила женское отделение семинарии.
Как поведал отец Сергий Рыбин, главная цель создания школы — возрождение древних традиций написания иконы. В настоящее время существует множество методов, техник написания, и икона от этого не перестает быть иконой, тем не менее мы не должны забывать каноны и традиции, по которым писали наши предки. Сложность заключается в том, что памятников древнерусской иконописи осталось не так много, большинство из них находится в Москве. Поскольку в крае наглядных примеров очень мало, ставропольским иконописцам приходится в качестве образцов пользоваться репродукциями и поздними работами мастеров Русской Православной Церкви.
В иконе все исполнено глубочайшего смысла, все можно объяснить и понять: гибкие, певучие линии, нереалистичные пропорции, цвет — все символично, все отдаляет от плотского бытия, от вещественного мира. Колорит древней иконы повторяет цвета природы. Мастера сами изготавливали краски для своих работ. В ход шли минералы, тонко дробленные самоцветы, красители растительного происхождения. С помощью натуральных пигментов, особой техники, канонической символики иконописцы делали акцент на духовном. Подражая древним мастерам, современные студенты-иконописцы пишут только на дереве и используют натуральные краски.
Входя в аудиторию, где над своими работами трудятся девушки, невольно ощущаешь, что становишься посвященным в некое таинство. Таинство создания иконы. Любопытная деталь — прежде к созданию икон допускались только мужчины-монахи. Сейчас наверняка никто не может сказать, когда именно женщины стали писать иконы наравне с мужчинами.
Как и в любом учебном процессе, у студенток бывают неудачные работы. На мой вопрос, как с ними поступают в таких случаях, мне объяснили, что такие работы можно только сжечь. Вещи, освященные или просто хранящиеся какое-то время в храме, ни в коем случае выбрасывать нельзя.
Как и во всяком учебном заведении, при поступлении в семинарию абитуриенты проходят экзаменационные испытания. Будущие студенты сдают экзамены по чтению молитв, по рисованию (изображение фрагмента иконы) и собеседование. Кроме того, необходимо предоставить рекомендацию от приходского священника. По окончании семинарии студентам необходимо пройти практику в течение двух лет. Ну а дальше их ждет работа в специальных мастерских, где создаются иконы.
Иконописное отделение напоминает художественную школу, повсюду кисти и краски. И только лишь взглянешь на студенток и их работы, становится ясно, это не совсем обычное учебное заведение. Располагается иконописное отделение семинарии на территории, где до революции был епархиальный свечной завод, а затем госпиталь. И лишь в 1998 году духовная жизнь вернулась в эти места.
Всего в нескольких десятках метров от "цивилизации" окунаешься в спокойствие и тишину. На территории семинарии находится общежитие, где и проживают студенты и студентки. Это особый мир, здесь свои законы, свои проблемы и заботы. День их полностью расписан, как и полагается, начинается он с молитвы. Затем завтрак. Ну а дальше — занятия в группах с девяти утра и почти до четырех дня, плюс — двадцатиминутный перерыв на обед. Есть и свободное время, когда студентки могут выходить в город. После ужина следует вечерняя молитва. В одиннадцать — отбой. Дисциплина!..
О планах на будущее иконописного отделения отец Сергий Рыбин загадывать не берется. Говорит, что еще не достаточно окрепли, не встали на ноги. Но первый шаг уже сделан, а это самое главное. Результаты мы сможем увидеть и оценить по работам первых выпускников.
Вероника ЛИТВИНЕНКО.
Фото Николая РЫБАЛКИНА.