Привокзальную площадь Ставрополя скоро будет не узнать

.

Разговор о судьбе этого уникального уголка краевой столицы получился живым и очень содержательным. Работы по благоустройству и озеленению территории перед девятиэтажкой на улице Вокзальной, 24, уже идут полным ходом, разворотный круг и сквер перед железнодорожным вокзалом тоже скоро преобразятся, а вот будущее самого исторического здания, увы, пока весьма туманно. Эти и другие актуальные темы обсуждали накануне вице-спикер Ставропольской городской Думы Геннадий Тищенко, глава администрации Октябрьского района Алексей Ломанов и инициативная группа жителей.

 

Свое дерево хозяин не бросит

Геннадий Тищенко сразу задал вектор разговора, предложив обменяться мнениями, поделиться конкретными предложениями. Алексей Ломанов показал эскизы проекта, впервые выполненные в полноцвете и позволяющие «заглянуть» в будущее, а затем по-хозяйски уверенно и четко описал, что и где будет сделано.
Зона отдыха сюда давно просилась. Примечательно, что ни одно дерево в процессе преобразований не тронули, напротив, зеленое убранство станет богаче. Появятся освещение и лавочки, а автомобильную парковку вынесут за пределы сквера, оптимально расположив ее под углом 45 градусов.

Геннадий Тищенко предложил привлечь осенью к высадке деревьев самих жителей. По его словам, практика, когда у человека появляется «именное» дерево, прекрасно себя зарекомендовала.

Алексей Ломанов пояснил, что планируется посадить клен, тую, липу, кавказский боярышник. А еще, добавил глава районной администрации, в рамках проекта будет модернизирована стела перед казачьим центром.

 

Гостей города встретят магнолии

Соседнюю территорию – разворотный круг перед железнодорожным вокзалом – тоже ждут добрые перемены. Здесь будет заново разбит живописный сквер.

Это очень важно, прокомментировал Геннадий Тищенко. Ведь именно эту площадь первой видят люди, приезжающие в краевой центр. Чтобы Ставрополь сразу впечатлял и очаровывал, следует открыть вид на памятник генерал-губернатору Николаю Никифораки и Ермоловский бульвар.

Ложкой дегтя в грандиозных преобразованиях остается обшарпанный и унылый внешний вид здания самого вокзала. Оно давно нуждается в капитальном ремонте. Но объект муниципалитету не принадлежит, равно как и небольшой участок прилегающей земли, где продолжает вольготно чувствовать себя «шанхай»  из ларьков. В Ставрополе, где благодаря принятию городской Думой схемы размещения нестационарных торговых объектов, удалось навести с киосками полный порядок, такие «островки» смотрятся ужасно.

Алексей Ломанов также рассказал местным жителям, что заручился поддержкой  Геннадия Тищенко по вопросу переноса конечной остановки  общественного транспорта с железнодорожного вокзала.

«Сейчас будем этот вопрос активно продвигать. К вам должны подъезжать автобусы,  но средоточие их здесь не нужно. Не должно быть и выхлопных газов, это – площадка для детей. И еще предстоит разобраться с рекламным щитом», - заключил Ломанов.

 

Ожесточенные споры, контрибуция и ренессанс

Сегодняшнее внимание городских властей к этой территории понятно. Ведь железнодорожный вокзал – объект с богатой историей, недавно ему исполнился 121 год.  Весть о старте железнодорожного сообщения в Граде Креста ошеломила и губернатора, и рядового лавочника, поскольку в корне поменялось представление о товарообороте. Этому знаковому событию предшествовали годы ожиданий, слухов и догадок. Противодействие воплощению мечты шло сверху. Госсовет полагал, что Ставрополь не имеет ни политического, ни экономического веса, а потому миллионные затраты на строительство ветки не могут быть оправданны. Спасли судьбу дороги …французы. Новые изыскания и экономичную смету выполнили инженер Воробьёв и представители французской строительной фирмы. Разрешение на дорогу пришло в виде повеления царя: «Разрешить сооружение железнодорожной ветки от станции Кавказской Владикавказской железной дороги до города Ставрополя-Кавказского».

Примечательно, что Ставрополь в результате едва не попал под контрибуцию. Ее с города намеревалось потребовать Общество Владикавказской железной дороги, которое лишалось части своих клиентов, а стало быть, и значительных доходов. Дело рассматривал суд в Санкт-Петербурге и решил его в пользу Ставрополя.

Сами горожане хотели видеть новый транспортный узел подальше от центра, но сотрудники железнодорожного общества настояли на нижней части губернской столицы, где кипели ярмарки. Внешне здание вокзала из красного кирпича гармонировало с Триумфальной аркой и чем-то даже напоминало средневековый рыцарский замок. Во время гитлеровской оккупации вокзал разрушили. Его новая жизнь началась сразу после освобождения краевой столицы.

 

Подвижниками богат каждый двор Ставрополя

Фактически благоустройство этой территории коснется жителей ряда домов, расположенных и на улице Вокзальной, и на улице Гражданской, и на проспекте Карла Маркса. Это значит, что тысячи горожан, возвращаясь с работы домой вечером или выгуливая собаку с утра, будут снова и снова радоваться тому, как преобразился их родной вокзал.

В их числе, конечно же, окажутся две жительницы, о которых хочется рассказать подробнее. Это старшая дома Лариса Рогозина и дворник Вера Прудникова. Раннее утро, едва начинает светать, а они обе уже на ногах: Вера тщательно метет дорожки, люди к восьми утра потянутся на работу, а во дворе уже будет идеальная чистота. Лариса постоянно хлопочет на живописных клумбах.

Дворнику Вере 60 лет, и каждое утро она начинает на спортплощадке. Прежде чем вооружиться метлой, делает пробежку и нехитрые упражнения. Ежедневно, на протяжении последних двенадцати лет, вне зависимости от погоды и без скидок на лень. Спортом женщина никогда профессионально не занималась.

Нынешнее увлечение объясняет школьной любовью к физкультуре. Своим примером она наглядно показывает, что потрясающую физическую форму и здоровье можно иметь, вовсе не тратясь материально. Главное – желание. Правда, гипертония не обошла стороной и её. Как признается сама Вера, утром болят и руки, и ноги. «Но сделаю зарядку, и снова чувствую себя бодрячком», – делится секретами необычный дворник. Есть у Веры Прудниковой заветная мечта – сесть на шпагат. И, судя по тому, что она выделывает на брусьях, реализовать эту мечту ей удастся уже в ближайшем будущем.

Словом, команда подобралась, что надо. Инициатива снизу и отклик сверху; активные жители и неравнодушные народные избранники, энергичный глава района вкупе с добросовестным подрядчиком – все это вселяет здоровый оптимизм и веру в то, что историческая привокзальная территория будет поражать красотой и ухоженностью гостей Ставрополя и тех, кто в городе родился.

благоустройство, Ставропольская городская Дума, Алексей Ломанов, Геннадий Тищенко