Путешествие от Москвы до Архангельска не выходя из музея

.

Ставропольцев приглашают на выставку «Мир народного искусства»

В минувшую пятницу в Ставропольском музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки-путешествия «Мир народного искусства». Зрители имели уникальную возможность познакомиться с объектами народного творчества и насладиться национальным колоритом.

Уникальность этой выставки в том, что все работы расположены в соответствии с регионами, в которых были созданы, поэтому зритель может совершить настоящее путешествие. В выставочных залах представлены работы из всех уголков страны – от Московской области до Архангельской.

 

Московские промыслы: от игрушки до одежды

Путешествие зрителя начинается с Московской области, большинство работ именно отсюда. Богородская игрушка как промысел берёт начало в селе Богородском. Она возникла в 16 – 18-м веках. Работа очень трудоёмкая, требует терпения и мастерства. Заготовка делается из цельного дерева, высушивается в течение двух лет, а потом уже по ней делают резьбу. Как правило, получившуюся игрушку не покрывают красками, она остается в чистом виде.

Далее зритель перемещается в Павловский Посад, который славится своими платками. Этот промысел пережил значительную эволюцию. Изначально рисунок на платке выполнялся ручным способом, затем машинным, и уже сейчас – с применением фотопечати и лазера, однако техника окрашивания осталась прежней. Сперва художник рисует повторяющийся узор на ватмане, делается платок, отбеливается ткань, а затем наносится рисунок.

Теперь вниманию зрителя предстаёт знаменитая расписная посуда, выполненная в стиле гжели. Данный вид промысла также происходит из Московской области и берёт своё начало в 16 – 17-м веках. В витринах представлена в основном посуда, изящные узоры синего цвета украшают белоснежную основу супницы, тарелки и сахарницы, делая праздничный стол богаче и наряднее.

Посёлок Жостово, куда зрители отправляются далее, славится своими подносами, живописно раскрашенными масляными красками, преимущественно льняными. Каждая работа уникальна, рисунок не повторяется. Сперва мастер делает эскиз, а затем, держа поднос на коленях, расписывает его. В большинстве случаев автор изображает цветы, это либо розы, либо пионы.

Следующая остановка путешествующих – город Хотьково в Московской области. Он знаменит своим косторезным промыслом, прочно связанным с именем Саввы Мамонтова, который являлся владельцем усадьбы Абрамцево, бывшей крупным художественным центром в конце 19-го – начале 20-го века. Именно здесь Мамонтов совместно с художницей Еленой Поленовой в конце 19-го века создают мастерскую, куда привлекают самых талантливых мастеров, которые выполняют изделия из кости крупного рогатого скота.

Последняя остановка в Московской области даёт возможность поближе познакомиться с лаковой миниатюрой, которая характеризуется живописным нанесением из папье-маше. История лаковой миниатюры своими корнями уходит в конец 18-го века, когда местный купец решил организовать производство по изготовлению лаковых козырьков на фуражках, в дальнейшем преобразовавшееся в такой промысел. Преимущественно на миниатюрах изображаются какие-то народные мотивы, чаепития, тройка и всё то, что навевает мысли о бытии русского человека. На сегодняшний день действует несколько центров производства лаковой миниатюры: федоскинская, палехская, холуйская.

 

Искусство русских областей поражает воображение

Прямиком из Московской области зритель перемещается в Рязанскую, которая, прежде всего, богата залежами глины. Отсюда следует гончарный промысел, который подарил миру знаменитую скопинскую керамику. Ремесленники в своей тонкой работе отдавали дань природе, изображая представителей животного мира. Тем не менее самым знаменитым изображением этих мастеров является хищная птица скопа, в честь которой керамика и получила своё название. Существует такая легенда: когда пришли первые поселенцы, в крае их встретили густые леса, раскинувшиеся вдоль мутных рек, над которыми то и дело кружила хищная птица в поисках рыбы. Отсюда и появилось название города Скопин.

Село Глинка в Смоленской области не уступает Скопину по наличию месторождений глины. Работы мастера Тимофея Кондрашова представлены на отдельных витринах. Автор изображал женщин, олицетворяющих кормилицу, мать-землю, и мужчин, в руках которых характерный атрибут – гармошка. Помимо людей, мастер изображал и животных. Сегодня это уникальные объекты искусства, поскольку Тимофей Кондрашов ушёл из жизни в 2004 году, не успев передать ученикам своё мастерство.

Самая знаменитая техника росписи – хохломская, происходит из Нижегородской области. Своим появлением она обязана старообрядцам, пришедшим на эту территорию. Переселенцы принесли с собой старые книги, в которых были изображены замысловатые узоры, и постепенно стали украшать ими изделия из дерева. Преимущественно орнамент наносится на красный, чёрный и золотой фон.

Теперь посетителям музея предстоит долгое путешествие по Кировской области. Здесь представлена одежда, украшенная вышивкой руками мастериц, проживающих в каждом доме. Существовали узоры для повседневных одежд, а были те, которые специально наносились на платья и сарафаны выходного дня.

Дымковская игрушка – одна из самых знаменитых в русской культуре. Возник данный вид промысла в поселениях на реке Вятка. И с этой игрушкой связана старая сказка. Однажды в крестьянскую семью пришла племянница, которую не приняли ни дети, ни родители. На ярмарке, где купец торговал диковинными игрушками, всем детям купили по игрушке, а племяннице достался маленький козлик, да и то только потому, что у него откололся один рог. Даже этой игрушке девочка была рада и играла с ней весь день. Дети, желавшие посмеяться над нелюбимой родственницей, выбросили игрушку в сугроб. Огорченная девочка бросилась на поиски игрушки, однако не нашла. И тут к ней подбежал маленький козлик, которым и обернулась эта игрушка. Девочка пустилась за ним вдогонку, а он привёл её к доброй бабушке, у которой она осталась жить, познала заботу и любовь. Выросла девочка самой знаменитой мастерицей дымковской игрушки.

Наконец зритель отправляется в Архангельскую область, где представлено полотно художника Фёдора Фатьянова, который изобразил праздник «Лешуконе». Картина иллюстрирует танцы и пляски русских женщин, облачённых в национальные одежды, их головы украшены платками и кокошниками. Художник – уроженец деревни Селище. И с этой деревней связаны работы ещё одного мастера, который возродил образ архангельской щепной птицы, вырезав её силуэт из дерева. При любом движении воздуха резная птица вращается, радуя всех своей красотой и изяществом.

Среди гостей присутствовала мастерица Ольга Черничкина, которая занимается лоскутным шитьём, её работы также были представлены на выставке. Она рассказала, как училась и работала, в частности поделилась историей создания одной из работ: «Я шила ещё со школьных времён, и – портнихи меня поймут – красивые лоскутки мы всегда собираем в мешочек. У меня собраны лоскутки лет за 20 моей работы. Когда я эту работу представляла во Владимире на международном фестивале, ивановские мастерицы подходили ко мне и делились своими воспоминаниями, как шили сарафаны, платья, кофточки. Было очень приятно».

Такое самобытное, исконно русское путешествие можно совершить в музее изобразительных искусств, окунуться в многовековые традиции, ощутить национальный колорит русской земли. Запретить русское искусство – не получится.

Алиса КЛИМАШЕВСКАЯ.

Фото автора.

косторезный промысел, расписная посуда, национальный колорит, лоскутное шитье, Ставропольский музей изобразительных искусств, народное творчество, хохломская роспись, лаковая миниатюра, гончарный промысел