Развернуть власть лицом к людям

Наталья Ардалина
Вступил в силу принятый Государственной думой Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Событие действительно важное, потому что прежде обязанность чиновников объективно и своевременно рассматривать просьбы и жалобы граждан вообще законодательно не регламентировалась, на этот счет существовал лишь Указ Президиума Верховного Совета СССР сорокалетней давности, разумеется, устаревший. Надо ли говорить, что чиновники всех уровней этим безнаказанно пользовались, пускали по кругу письма и сочиняли ничего не значащие отписки? А ведь порой от решения чиновников зависят судьба, здоровье, жизнь человека. Заставить власть повернуться лицом к простым людям – основная цель нового закона.

Отныне жестко установлен срок рассмотрения любых жалоб и обращений – максимум 30 дней, и только в исключительных случаях он может быть продлен, но не больше чем на месяц. Это нужно, если, к примеру, необходимо провести служебное расследование, дополнительную проверку сведений, изложенных в письме. Закон также предписывает по необходимости рассматривать обращения с участием того, кто его направил, а также всем государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам вменяется в обязанность вести прием граждан, осуществлять строгий контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализировать их содержание, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

В тексте закона приводится исчерпывающий перечень причин, по которым не дается ответ на обращения: если письмо анонимное, если в нем содержатся нецензурные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, если текст не поддается прочтению (неразборчивый почерк и т.д.) и если в нем обжалуются судебные решения. Кроме того, если гражданин обратился к одному и тому же должностному лицу или в одну и ту же организацию повторно и не привел, скажем так, новых обстоятельств своего дела, переписка также может быть прекращена. Во всех остальных случаях чиновники обязаны оперативно реагировать на обращение, решать проблему по существу и давать письменный ответ заявителю.

Более того, если гражданин обратился в организацию, в которой его просьбу не могут рассмотреть, потому что она не относится к ее полномочиям, чиновники должны направить письмо по надлежащему адресу или подробно разъяснить заявителю, куда и как ему следует обратиться, а не отвечать: «Ваш вопрос к нам не имеет отношения». На всех уровнях власти прежде много говорилось о том, что власть должна быть эффективной, открытой и подотчетной обществу. Увы, дальше дебатов в прошлых созывах Государственной думы РФ дело не шло. Теперь в этом направлении фракцией «Единой России» предпринят реальный шаг, поддержанный Президентом страны.