Реформа образования. Спорная ситуация

Лариса Денежная
'Вечерка' не раз писала, что реформы в образовании повлекут за собой немало неприятных открытий: многие школы столкнутся с необходимостью считать затраты. Подушевое финансирование образовательных учреждений приведет к закрытию или перепрофилированию там, где окажется меньше учащихся, чем помещений. Коснется этот неприятный момент и учителей – в виде сокращений и перевода на другую работу, в другую школу.

Казалось, подобные перемены где-то далеко. Во всяком случае, они в большей степени могут относиться к сельским школам – там и в самом деле стали закрывать малокомплектные и неперспективные.

Но и это не решает проблем. Экономический анализ затрат на образование свидетельствует, что на оплату труда у нас расходуется 67 процентов консолидированного бюджета по отрасли 'Образование', а на текущие расходы по содержанию зданий и сооружений, социальные выплаты, организацию питания, прочие расходы приходится около 30 процентов. Крайне мало, считают специалисты министерства образования. Именно считают – в прямом смысле. И потому они провели на Ставрополье инвентаризацию как собственно образовательных учреждений, так и расходов на их содержание - с учетом социально-экономических и демографических условий.

Результаты такого не замедлили сказаться: то, что гладко и обтекаемо звучит на административно-хозяйственном, деловом языке, в обычной жизни превращается в спорные, очень нервозные ситуации. Потому что перемены, следующие за этой самой 'инвентаризацией', меняют привычную жизнь и быт людей.

Пример тому - ситуация, сложившаяся в детском доме-школе г.Ставрополя, что на ул.Трунова. Коллектив этого учреждения обратился в редакцию 'Вечерки' с письмом, которое подписали 99 сотрудников и учащихся. Мы публикуем сегодня его содержание и ответ, полученный из министерства образования края.

Не отнимайте здание!

'Уважаемая редакция! В марте 2005 года министерство образования Ставропольского края предложило руководителю нашего учреждения отдать здание с баланса детского дома на баланс Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Здание имеет большую площадь: четыре этажа, и в нем на протяжении 10 лет находится общежитие института повышения квалификации работников образования – по договору аренды. Занимаемая площадь составляет 1200 кв. м – два этажа. Все эти годы институт никогда не платил арендную плату детскому дому, хотя свои помещения они сдают под жилье разным людям, берут с них плату за проживание. А теперь они хотят получить все здание и распоряжаться им в своих интересах.

Наш коллектив возмущен такими действиями министерства образования края, так как в этом помещении расположены библиотека детского дома, медицинский блок, центр дополнительного образования, складские помещения, мастерские. Кроме этого, здесь же находятся и различные общественные организации: совет микрорайона № 14, общественный пункт охраны правопорядка Октябрьского РОВД, церковь им. А.Невского, а также спортивный зал МОУ СОШ № 32.

Также в здании проживают бывшие воспитанники детского дома, которые в настоящее время не имеют собственного жилья, и работники детского дома. Забирая у нас данное помещение, министерство образования края нарушает все законы о правах детей, которые они призваны выполнять и защищать. Своими действиями, направленными против детского дома, они лишают детей возможности получать полноценное образование, лечение, воспитание, развитие. Если у детского дома отнимут здание, учреждение лишится возможности получать дополнительные средства (арендную плату), которые идут на нужды воспитанников детского дома.

Все, кого касается этот вопрос, возмущены. Министерство образования края применяет силовые методы – в первую очередь это давление на руководителя учреждения, который находится в этой должности с 3 февраля 2005 года'.

Комиссией выявлено…

'Министерством образования Ставропольского края изучено обращение коллектива детского дома-школы г.Ставрополя. По его сути можно сообщить следующее.

Министром образования края А.Шабалдасом издан приказ о создании экспертной комиссии из представителей различных министерств и ведомств с целью проведения экспертизы целесообразности функционирования детского дома-школы – в связи с неукомплектованностью классов на базе детского дома-школы. В первом классе – три ребенка, во втором – четыре, в третьем – пять детей, в четвертом – девять. Кроме того, воспитанница М.Давыдова решением краевой психолого-медико-педагогической комиссии была определена в Минераловодскую школу-интернат для детей с речевыми нарушениями, а М.Зимина – в Константиновскую школу-интернат.

24 сентября 2002 года издан приказ минобразования края № 413 'Об изменении статуса государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома-школы г.Ставрополя'. Однако детский дом-школа по настоящее время из-за неисполнительности предыдущей администрации имеет данное наименование, хотя на самом деле школа не функционирует с сентября 2002 года. Все расчеты с педагогами, сокращенными в связи с закрытием школы, произведены в соответствии с трудовым законодательством. Дети переведены на обучение в общеобразовательные учреждения г.Ставрополя. Воспитанники детского дома, не являющиеся жителями г.Ставрополя, выведены в детские дома по последнему месту проживания их родителей. В результате из 140 детей осталось 87 воспитанников – при тех же площадях.

Следующим основанием для создания экспертной комиссии стали результаты ревизии в данном учреждении от 22 марта 2005 года. В результате работы ревизионной комиссии выявлено, что на сегодняшний день в аренде находится 1698 квадратных метров, большинство из них арендуется более 10 лет. Комнаты, переданные в аренду, требуют немедленного ремонта – арендаторы крайне небрежно относятся к арендуемым помещениям.

Работа экспертной комиссии основывается на Законе Российской Федерации 'Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации'.

Зам. министра образования

Ставропольского края

Г.С.Зубенко'.