С фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» в крае стартовал новый концертный сезон

Ольга Метёлкина

В минувшую среду прозвучали финальные аккорды 53-го Международного фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья».

Пять дней, насыщенных событиями, пролетели незаметно, оставив после себя яркий шлейф из впечатлений и эмоций. Напомним, что открывался фестиваль гала-концертом «Селфи с оперой», в котором принимали участие симфонический оркестр и камерный хор Ставропольской государственной филармонии и приглашенные солисты ведущих оперных театров России и Казахстана. Подробности были опубликованы в номере «ВС» за 4 октября.

Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого (фото Ставропольской государственной филармонии)
Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого (фото Ставропольской государственной филармонии)

Следующий вечер подарил слушателям встречу с поистине легендарным коллективом, славная история которого началась еще в начале прошлого века. На сцене Ставропольского академического театра драмы с программой «Лучшее за 111 лет» выступил Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого под руководством Александры Пермяковой. Прославленный коллектив, который носит звание «Национальное достояние России», приехал в Ставрополь также в рамках федерального гастрольно-концертного плана «Мы - Россия», проходящего под патронажем Министерства культуры РФ в Год сохранения нематериального культурного наследия народов России.

В созданном Митрофаном Пятницким в 1911 году хоре первоначально пели вокалисты-самородки – четырнадцать крестьян из Воронежской губернии. Митрофан Ефимович – собиратель русского фольклора радел за сохранение исконной народной песни. За время существования коллектива его репертуар пополнялся новыми музыкальными произведениями, в том числе созданными отечественными поэтами и композиторами в советское время, а также оригинально аранжированными композициями, стилизованными под народные. Традиционное хоровое исполнение дополнила и хореографическая составляющая. При этом творческая стилистика хора имени М.Е. Пятницкого, которую по-прежнему считают национальным достоянием России, не воспринимается архаичной. Творчество коллектива ценят за высокое исполнительское искусство, неразрывно связанное с темой Родины. В репертуаре знаменитого хора немало современных песен. Неудивительно, что, услышав в его исполнении «Отчего так в России березы шумят» или «Выйду ночью в поле с конем», публика воспринимает их как народные.

Ставропольские зрители отметили большое разнообразие вокальных и хореографических номеров. И хотя в концерте-спектакле нет четкой сюжетной линии, публика видит музыкально-хореографическое повествование о буднях, праздниках, бедах и радостях русского человека в разные времена: с давно минувших дней до современности.

Публика высоко оценила и то, что все номера сопровождает живая музыка. Оркестр хора имени М.Е. Пятницкого заслуживает отдельных аплодисментов и благодарности. Мастерство музыкантов выше всяких похвал. К тому же, они обладают артистической универсальностью, присущей творческому составу коллектива в целом: так, к примеру, балалаечник на глазах зрителей убирает в сторону инструмент и присоединяется к танцующим коллегам, гармонично вписываясь в хореографический сюжет композиции.

 

«Хор! Джаз! Рок-н-ролл!» - под таким названием прошёл третий вечер международного фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» в зале Ставропольской краевой филармонии. Краевой центр уже во второй раз в этом году встречал российского пианиста, певца и композитора Дениса Мажукова. В программе принимали участие его музыкальный бэнд и артисты камерного хора филармонии под управлением Елены Бутовой. В первом отделении концерта музыканты порадовали публику программой произведений в жанре госпел, соединившем афроамериканскую духовную музыку с традиционными церковными протестантскими гимнами на библейские темы. Джазовое звучание голосов камерного хора филармонии и инструментального квартета под управлением Дениса Мажукова произвело впечатление на публику. «В целом, они своего добились, зритель сразу включился в веселую религиозную стихию библейских историй, которым не присуща апокалиптическая настроенность на бренность сегодняшнего мира в ожидании Страшного суда и воскресения мертвых, - отметил на своей странице в соцсети популярный культурный блогер Владимир Лычагин. - Госпелы проникнуты благодарностью Богу за радости жизни, даруемые сегодня людям».

«Хор! Джаз! Рок-н-ролл!»: композитор и исполнитель Денис Мажуков, его бэнд и камерный хор филармонии под управлением Елены Бутовой
Александр Плотников«Хор! Джаз! Рок-н-ролл!»: композитор и исполнитель Денис Мажуков, его бэнд и камерный хор филармонии под управлением Елены Бутовой

Второе отделение концерта прошло в классических ритмах мелодий 50-х годов прошлого века, эпохи расцвета рок-н-ролла, когда смешение стилей буги-вуги, ритм-энд-блюз, твист породило новые музыкальные пристрастия в среде меломанов. И то, что спустя более полувека слушатели на высоком эмоциональном подъеме воспринимают произведения из «плейлистов» своих бабушек и дедушек, говорит лишь о том, что такая музыка не потеряла своей привлекательности и, вероятно, будет востребована следующими поколениями. Безусловно, огромную роль в этом играют музыканты, такие как Денис Мажуков, который в программе выступил одновременно как вокалист, инструменталист, музыковед и популяризатор рок-н-ролла.

 

Предпоследний вечер фестиваля организаторы посвятили инструментальной музыке. Ставропольская государственная филармония открыла свои двери для ее истинных ценителей. В первом отделении выступили музыканты трио имени А. Хачатуряна из Армении: Армине Григорян (фортепиано), Карэн Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян. Коллектив сложился в этом составе еще в 1999 году, но именем великого армянского и советского композитора стал называться девять лет спустя. Трио много гастролирует по миру, музыканты выступали в престижных концертных залах Европы, Азии и Америки, являются обладателями звания лауреатов многих конкурсов и фестивалей.

Трио имени Арама Хачатуряна (фото Ставропольской государственной филармонии)
Трио имени Арама Хачатуряна (фото Ставропольской государственной филармонии)

В программе ставропольского концерта в исполнении артистов из Еревана прозвучали фортепьянное трио № 4 «Думки» Антонина Дворжака и адажио из балета Арама Хачатуряна «Спартак». Слушатели с радостью открыли для себя творчество коллектива, и теперь, увидев на афишах имена Армине Григорян, Карэна Шахгалдяна и Карена Кочаряна, будут стремиться попасть на их выступление.

Пианист Андрей Коробейников (фото Ставропольской государственной филармонии)
Пианист Андрей Коробейников (фото Ставропольской государственной филармонии)

Наверное, так же это происходит, когда в наш край приезжает на гастроли пианист Андрей Коробейников. Выступая в Ставрополе, музыкант неизменно встречает горячий прием и благодарность публики. В программе концерта фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» он исполнил произведения Сергея Рахманинова и Людвига ван Бетховена. Слушатели вновь отметили тонкий музыкальный интеллект, свойственный этому необыкновенному музыканту. Его мастерство настолько далеко от известных стандартов, что заставляет публику не просто слушать - дышать в гармонии с создаваемой музыкальной картиной, возникающей из-под пальцев маэстро.

Программу нынешней «Музыкальной осени Ставрополья» можно в целом считать образцовой. Она соединила в себе не только жанры, априори, вызывающие слушательский интерес, но и отразила событийную картину 2022 года, объявленного Годом нематериального культурного наследия народов России, а также Годом 100-летия российского джаза. Все эти темы объединил концерт уникального коллектива из Санкт-Петербурга, украсившего финальный вечер фестиваля. На сцене Ставропольского Дворца культуры и спорта выступил молодежный оркестр национальных инструментов «Терема» под управлением Андрея Долгова.

Молодежный оркестр национальных инструментов «Терема» (солирует Георгий Нефедов)
Александр ПлотниковМолодежный оркестр национальных инструментов «Терема» (солирует Георгий Нефедов)

Оркестр буквально ошарашил публику своей мощной энергетикой с первых аккордов. Сыграло свою роль и визуальное послание в зал: это и многоцветная палитра национальных орнаментов, на фоне которой выступал коллектив, и сдержанная стилистика золотой хохломы в концертных костюмах музыкантов. В репертуаре оркестра «Терема» есть инструментальные и вокальные произведения, всевозможные аранжировки народных и авторских композиций. Коллектив приглашает уникальных исполнителей, виртуозно владеющих национальными инструментами. Судя по оглушительным аплодисментам, ставропольская публика была в восторге от программы, в которой звучал потрясающий голос исполнительницы народных песен и романсов Ирины Крутовой, башкирский курай солиста национального оркестра народных инструментов Республики Башкортастан Арслана Умурзакова, цимбалы Вероники Прадед, армянский дудук Виталия Погосяна, якутский хомус Юлианы Кривошапкиной, русская балалайка Георгия Нефедова.

Жанровое разнообразие репертуара молодежного оркестра поистине не знает границ. Он виртуозно исполняет оригинальные аранжировки народной и современной авторской музыки в жанрах фолк, джаз, рок. Оглушительными аплодисментами зрительный зал оценил композицию Эдварда Грига «В пещере горного короля» в аранжировке группы Apocalyptica, в которой солировал виртуозный исполнитель на балалайке-контрабасе заслуженный артист РФ Михаил Дзюдзе…

«Музыкальная осень Ставрополья» завершилась на высокой эмоциональной волне с тем, чтобы через год в зале Дворца культуры и спорта вновь прозвучали знакомые позывные традиционного фестиваля.

год 100-летия российского джаза, Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, рок-н-ролл, инструментальная музыка, Ставропольский Дворец культуры и спорта, «Музыкальная осень Ставрополья», хор, джаз