Семь футов под килем, или все начинается с любви

Виталий Задорожный

Более сорока лет живу я в Юго-Западном микрорайоне города Ставрополя. Но когда мне удается вырваться в центр   города, я прихожу в парк «Центральный». В пору моей юности он назывался парк культуры   и отдыха имени Ленинского комсомола. Прохожу по знакомым аллеям, спускаюсь к Зеленому театру. На его сцене, помнится,   постоянно выступали гастролеры − вокально-инструментальные ансамбли, известные эстрадные артисты. Особенно запомнился и надолго остался в памяти концерт солиста Ленконцерта Николая Колядко. Запомнился потому, что он наш земляк. И еще потому, что именно на сцене Зеленого театра он, молодой самодеятельный   исполнитель, дважды становился лауреатом проходившего конкурса «Ставропольские звезды».

К Зеленому театру Коля приходил еще мальчишкой, слушал там выступления «Поющих гитар», «Песняров». И разве мог он подумать, что   когда-то выйдет на эту сцену профессиональным певцом?! Именно эта сцена дала ему, студенту Ставропольского педагогического института, толчок для окончательного выбора своей будущей профессии. Именно она пожелала выпускнику на будущих волнах большой эстрады семь футов под килем, как говорят моряки.

Песня с таким названием и открыла тот памятный концерт, состоявшийся   летом   1989 года, то есть более 25 лет назад.   Звучала она в тот год, притом дважды, в городе-герое Севастополе, где Николай Колядко   выступал на противолодочном крейсере «Ленинград». Песня пришлась морякам   по душе.

Еще в начале своей певческой карьеры Николай Колядко уже осмысливал себя, свою творческую судьбу. Когда он мысленно клал на одну чашу весов то, что задумывалось, о чем мечталось, а на другую - то, что успел сделать, первая чаша, к сожалению, перетягивала. И он задумывался над теми проблемами, которые стоят на пути молодого певца.

− Самая первая проблема − это подбор репертуара, − размышлял Николай. − Когда маститый композитор   написал песню, он отдает ее маститому певцу.   А молодой певец остается ни с чем. Другой момент. Молодой композитор написал песню и отдает ее для гарантии успеха тоже маститому певцу. А молодой певец снова, как говорится, «в пролете». Это, я считаю, несправедливо. У меня, кстати, была встреча в Союзе композиторов, и я высказал там этумысль. Почему на радио, на телевидении молодой певец не может записать на конкурсной основе песню, уже исполненную певцом маститым?И отдать это на слушательское, зрительское жюри. Пусть оно и оценит, чьеисполнение лучше, интереснее. Но, к сожалению, моя идея не прошла.

С улыбкой   рассказывает Николай Колядко, правда, улыбка эта довольно грустная, что некоторые зрители, слушатели сравнивают его по манере пения со Львом Лещенко, а по тембру голоса − с Иосифом Кобзоном. Он прекрасно понимает, что комплименты эти лестны лишь на первый взгляд, что любая похожесть простительна лишь в самом начале творческого пути. Ведь каждый исполнитель должен иметь свое лицо, свою индивидуальность.

− Я дважды был на конкурсе в Сочи, - вспоминает Николай Колядко. Это был 80-й год. Тогда работал я под оркестр Олега Лундстрема, а Олег Леонидович был в жюри. Второй раз, когда я приехал в Сочи в 82-м году и стал лауреатом, тогда в перерыве концерта Олег Лундстрем подошел ко мне и по-отечески, что-ли, сказал: «Вы мне нравитесь, знаете, почему? Потому что Вы ни на   кого не похожи. Я Вас помню с первого конкурса и вижу, что Вы остались Николаем Колядко. Вы выходите, и все члены жюри, музыканты-профессионалы, слышат каждую краску голоса, каждый обертончик. Оставайтесь таким же. И успех придет».

Действительно, поиск творческого лица начинается с поиска своей песни, той самой, которая ляжет на душу, пройдет через сердце и потом, придя к зрителю, слушателю, оставит в его сердце добрый след. Как-то в «Огоньке» было интервью Иосифа Кобзона, в котором он признавался: «Если песня тронула мою душу стихами и музыкой, эта песня станет моей».

Судя по репертуару певца Николая Колядко, одна из основных его тем − любовь. Первая любовь и любовь зрелая, любовь счастливая и любовь неразделенная, любовь ушедшая и любовь вернувшаяся. Целый букет любви.

− Я для начала вспомнил бы строки Роберта Рождественского, − говорил певец. – «Твердят: вначале было слово, а я провозглашаю снова: все начинается с любви». Вы знаете, когда в стихах встречаешь очень добрый, милый, даже неожиданный образ любви и чувствуешь, что музыка песни поддерживает этот образ, песня сразу ложится на твою душу.

     У ленинградского поэта Виктора Гина есть прекрасные стихи, которые так и называются «Люблю».

                    

«Люблю» скажу тебе сегодня снова,

Как хорошо, что есть такое слово,

Как хорошо, что есть такое чувство,

Как хорошо, что мне светло и грустно.

Не было б любви - не смог бы день родиться,

Не было б любви -   не пели б в роще птицы,

Не было б любви - не знали б встречи люди

В сумраке аллей, если б на земле не было б любви.

 

Эти стихи стали песней. Ее включили в свой репертуар Эдуард Хиль, Людмила Сенчина и… Николай Колядко.

Буквально накануне того приезда в Ставрополь певец записал песню Якова Дубравина на стихи Игоря Талькова «Мне немного жаль». Эта песня о том, что самое страшное для человека – это когда он никому не нужен. Особенно, если такие отношения возникают между двумя − Он и Она. И виноват в этом не кто-то, не какие-то обстоятельства, а мы сами: не поняли другого, не услышали.

- Песня действительно, хотя и грустная, но очень добрая, сердечная, − продолжает мои мысли Николай. – Здесь честно сказано: мне жаль, ведь было нам и хорошо, и грустно нам было. Я за эту правду, которая есть между людьми. Он влюбился в другую, она полюбила другого. Что делать? Жизнь − сложная штука. Игорь Тальков сумел найти в этой песне какое-то зернышко, новый поворот в этом событии в людских отношениях.

И снова песня о любви. Только теперь уже состоявшейся. Все вроде бы хорошо у молодых. И все же, и все же… Ушли таинственные свидания при луне. Ушло первое страстное чувство. Может, был неправ Леонид Утесов, который пел  «Когда проходит молодость, еще сильнее любится»?

− Нет, он был, конечно же, прав, − возражает Николай Колядко. – Любовь с годами становится более осознанной. Я вспоминаю диспуты на тему любви, которые проходили у нас в школе. Я помню вопросы, которые мы   задавали в институте Борису Михайловичу Ребусу. И он нам все подробно объяснял. Всегда нужно находить такие сокровенные слова, которые были бы обращены только к этому человеку, и никому другому. Только тогда будет взаимное понимание друг друга. Кто-то из великих сказал: «Тот не любил, кто тотчас не влюблялся». И он был прав. В какой-то момент можно влюбиться просто в яркий букет в витрине цветочного магазина. Гуляя по полю, можно влюбиться в налитый колос. И все это −   проявление любви.

Когда мы слушали вместе с Николаем песню «Мотив дождя и джаза», она мне показалась довольно грустной. Но не только потому, что дождь зачастую навевает грустное настроение, а оттого, что этот мотив не стал для двоих общим мотивом и не соединил любящих. Помните такую классическую фразу: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»? Так и здесь: он был для нее, как спокойный летний дождь, а она была для него, как буйный джаз, как импровизация.

Николай Колядко признался в разговоре, что он не ищет в женщине броскую красоту. Он ищет в ней, по словам Антона Павловича Чехова, глаза, которые   несли бы из души, из сердца какую-то мысль. И если он увидел такие глаза, значит, женщина эта ему понравилась.

   − На конкурсе в Сочи я встретил одну девушку, которая очень хорошо пела, − вспоминает Николай Колядко. – Когда она выходила на сцену, то была похожа на святую Богоматерь. Я подошел к ней и выразил свои чувства: «Мне нравится, как Вы поете, нравится Ваш облик. От Вас, мне кажется, исходят какие-то биотоки. Это духовность. И это очень важно».

Певец   Николай Колядко − наш земляк. Говоря о ставропольцах, он доброжелательно называет их родными людьми, земляками. А земляки для него − это живительные соки, которые питают его. Земляки благодарят его и хвалят. А если когда и ругают, то по-доброму, что-то подсказывают: вот это, к примеру, не надо, а вот это − здорово. Так держать, Николай!

очерк, Колядко