Северная Осетия становится театральной столицей Северного Кавказа

Ольга Метёлкина
С 20 по 30 апреля во Владикавказе проходил III фестиваль национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ». В третий раз столица Северной Осетии встречала гостей из соседних республик и даже неближнего зарубежья.

Идея его проведения принадлежала художественному руководителю Северо-Осетинского государственного академического театра Георгию Хугаеву, который, к сожалению, уже ушел из жизни, но оставил учеников, последователей и добрую память о себе.

Третий по счету фестиваль должен был состояться еще осенью 2004 года, но из-за трагических событий в Беслане его пришлось перенести. Хорошее, доброе начинание не забылось, и фестиваль вновь собрал национальные театры под гостеприимным осетинским небом. И если в 2000 году приехать во Владикавказ выразили желание 10 коллективов, то на сей раз заявок было уже 15: из Северной и Южной Осетии, Абхазии, Татарстана, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Дагестана, Чеченской Республики и гости из Македонии, Киргизии и Таджикистана. В афише фестиваля были заявлены постановка Грузинского театра киноактера, моноспектакль народного артиста Грузии Г. Габуния, а также творческая встреча с режиссером К. Долидзе, но в последний момент грузины сообщили, что не смогут приехать из-за болезни одного из руководителей делегации. Однако многие усмотрели в этом отказе политический подтекст.

В Осетии не поскупились на проведение фестиваля

То, что театральному фестивалю в республике придается колоссальное значение, подтверждает сумма, потраченная на его проведение – около 5 миллионов рублей. В основном это были спонсорские средства, значительную часть расходов взяла на себя мэрия Владикавказа. При этом из федерального центра было выделено лишь 200 тысяч рублей (для сравнения – призовой фонд только в номинации «Лучший спектакль» составил 100 тысяч).

Организаторы фестиваля построили его программу так, чтобы гости не только смогли принять участие в театральном марафоне, но и познакомились бы с сегодняшним днем Северной Осетии. К сожалению, немногие коллективы имели возможность все десять дней провести во Владикавказе. Гости из Чечни, которые привезли на фестиваль спектакль «Скапен, спаси любовь!» по Мольеру, отыграв его, уехали домой только по финансовым причинам. Актеры признавались журналистам, что им очень хотелось бы посмотреть работы коллег из других республик, потому что из-за событий последних лет, чеченский театр выпал из общероссийского творческого процесса.

Чеченские актеры – не исключение в общем культурном процессе. Отнюдь не военные действия лишили возможности другие театры региона уже более десятка нормально гастролировать, выезжать на фестивали, обмениваться опытом с другими труппами. Виной тому финансовые тиски, в которых задыхаются творческие коллективы. В лучшем случае возможны обменные гастроли (такие как, например, организуют Ставропольский академический театр драмы имени Лермонтова и Пятигорский театр музкомедии).

Зато наши бывшие собратья по нерушимому Союзу – киргизы – благодаря мощной финансовой поддержке своего министерства культуры и правительства, а также руководству Северной Осетии и контактам на личном уровне, сумели приехать на фестиваль большим составом и просмотреть всю конкурсную и внеконкурсную программу с самого начала до конца.

Киргизский государственный ТЮЗ имени Б. Кадыкеевой показал спектакль по пьесе итальянского драматурга Д. Верга «Волчица». Главный специалист киргизского минкульта Владимир Есин, входивший в состав делегации, делясь своими впечатлениями с журналистами, назвал поездку на фестиваль подарком Всевышнего. Действительно, театры Киргизии страдают от тех же проблем, что и другие творческие коллективы на постсоветском пространстве. Подавляющее большинство из них варятся в собственном соку, что, естественно, отражается на их профессиональном развитии и мастерстве.

«Культура должна стать пятым национальным проектом»

Жюри фестиваля возглавил народный артист РФ, секретарь Союза театральных деятелей России Ривкат Исрафилов. Перед самым подведением итогов, на пресс-конференции, организованной в республиканском Доме искусств, он резюмировал: «Культура должна стать пятым национальным проектом. Во Владикавказе это уже сделано, поэтому не случайно фестиваль «Сцена без границ» организован именно здесь».

Идея творческого форума, безусловно, замечательная, хотя, возможно, кому-то она показалась несколько неожиданной для нашего неспокойного региона. Во Владикавказе собрались коллективы, которые в своих театрах играют общемировую, национальную классику и современную драматургию на своих родных языках. Сложностей с их восприятием не возникало, потому что владикавказские театры (и русский, и осетинский) оснащены специальной аппаратурой: зрители получают в гардеробе наушник, и по ходу спектакля голос диктора переводит реплики героев на межнациональный русский язык.

Театральный фестиваль не был задуман как «выставка достижений» коллективов Северного Кавказа. Актеры и режиссеры получили прекрасную возможность увидеть свою работу со стороны, пусть глазами столичных критиков или незнакомых зрительских аудиторий. После каждого показа проходил разбор спектакля. Мы присутствовали на обсуждении постановки Киргизского ТЮЗа «Волчица». Критик из Москвы Лана Гарон, которая является также завлитом Театра имени Станиславского, сразу же поставила вопрос, заинтересовавший многих: почему коллектив решил показать на фестивале итальянские страсти, а не свои родные?.. И с критиком были согласны многие. Действительно, почему на фестивале национальных театров киргизы играют итальянцев, а карачаевцы – испанцев?.. Главная причина – дефицит национальной драматургии, особенно современной. Логическим решением стало предложение Союза театральных деятелей России организовать в Северной Осетии работу северокавказской секции драматургов…

По решению жюри III фестиваля «Сцена без границ» лучшим спектаклем был признан «Гуарапский писарь» Абхазского драмтеатра имени С. Чанба. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Даргинского музыкально-драматического театра имени О. Батырая С. Абдулмуслимова за исполнение роли Матери Хамис в спектакле «Мать изменника». Лучшей мужской ролью была признана работа Г. Валиева из Северо-Осетинского государственного академического театра имени В. Тхапсаева, сыгравшего Хлестакова в «Ревизоре». В целом ряде номинаций жюри решило не присуждать премий.

Вместо эпилога.

Чего, на мой взгляд, не хватало на этом фестивале, — это театров Ставрополья, Краснодарского края, Ростовской области. Их отсутствие объяснялось тем, что подавляющее большинство профессиональных коллективов этих субъектов федерации не являются национальными. И всё же это не делает их менее национальными, чем калмыцкие, дагестанские или чеченские. К примеру, один из премьерных спектаклей Ставропольского академического театра драмы имени Лермонтова «Очень простая история» только украсил бы конкурсную или внеконкурсную программу «Сцены без границ».

Министр культуры РСО-А Эдуард Галазов в кулуарах прокомментировал мою реплику так: «Наш фестиваль молодой – проходит только в третий раз. Есть надежда, что в перспективе он будет собирать многие коллективы со всего Северного Кавказа, в том числе и ставропольские».

P. S. Автор благодарит сотрудников пресс-службы администрации главы правительства СО-А Лолу Баеву и Алана Доева за организационную поддержку.