Сотовая связь на солнечной энергии

Наталья Ардалина

Самая популярная дорога летом в России – федеральная трасса М­4, которая ведет к Черному морю. Двигаясь по ней, редко кто задумывается о том, скольких усилий стоит обеспечение здесь качественной сотовой связи. И дело не всегда только в строительстве новых базовых станций, но еще и в том, что в этом районе находятся заповедники, на территории которых нельзя использовать традиционные методы.

Например, один из сложнейших участков для обеспечения надежной связи – горный перевал в районе Молдавановки. В этом районе есть очень удобная площадка для базовой станции, обеспечивающей наибольшую зону покрытия, – гора Чубатая, возвышающаяся на 731 метр над уровнем моря. На ней можно было построить традиционную станцию, вырубить просеку длиной четыре километра для строительства высоковольтной линии электропередачи или же завозить огромное количество топлива для дизель­генератора. Но вокруг – территория заповедного лесничества. Поэтому, для того чтобы абоненты всю дорогу могли пользоваться услугами сотовой связи, но при этом сама станция не наносила вреда окружающей природе, на Чубатой в 2004 году была построена базовая телефонная станция… на солнечных батареях.

Она пока что единственная в России, хотя, забегая вперед, отмечу, что ее двухлетний опыт работы доказал надежность и экономичность такого варианта, и поэтому в настоящий момент идут переговоры о строительстве аналогичных станций в труднодоступных местах как «Вымпелкомом», так и другими сотовыми операторами.

Станция на Чубатой начала работать в сентябре 2004 года. И сразу же доказала, что ее строительство было верным решением. Помимо очень важного экологического момента, присутствует и существенная экономия. Работающая на соседней горе станция в месяц потребляет около тонны дизельного топлива. А станция на солнечных батареях за целый год – от 300 до 600 литров. В основном топливо используется в зимний период, когда солнечные батареи целиком заваливает снегом. Интересно, что внизу в это время может и не быть снега совсем, а на горе его столько, что через двухметровый забор можно пройти поверху. Вот и приходится в такие дни включать резервный дизель­генератор, на то время, пока панели солнечных батарей очищают от снега. Стоит солнышку только чуть достать до них, как оставшийся снег испаряется в считанные минуты.

Кстати, дорога на гору очень сложная, зимой здесь не проходят никакие вездеходы. Даже российские спортсмены­экстремалы на уазиках зимой не добрались и до половины подъема. Поэтому топливо, которое здесь не рекомендуется хранить в больших количествах, приходится поднимать вручную, в канистрах. Дорога может занимать до пяти часов…

А вокруг красота. Во­первых, тихо. Не гудит двигатель, не загрязняет окружающий воздух, не пугает живущих по соседству диких кабанов. Энергии солнечных батарей хватает для электропитания самой станции, двух кондиционеров и подзарядки аккумуляторов для круглосуточной работы. Ночью­то солнышка нет, а связь все равно есть.

Панели солнечных батарей для станции изготовила краснодарская фирма «Солнечный ветер». Аналогичные панели компания ставила на маяках на Черном море, в Антарктиде, но основная продукция идет в Германию, Испанию, США, другие страны. «Ведь что удивительно, – рассказывает директор фирмы Марат Борисович Закс , ­ в Европе практически нет мест без централизованного электроснабжения. Тем не менее правительства многих стран сознательно идут на повышение имиджа солнечной энергетики, вкладывают большие деньги в национальные программы, хотя до сих пор себестоимость такой энергии в два раза выше традиционной. У нас же масса мест, где нет электричества вообще, солнечная энергия была бы там очень кстати, но почему­то никто не хочет двигаться вперед».

Станция на Чубатой может называться экспериментальной. Помимо безусловно удачного эксперимента с солнечными батареями, здесь еще стоит экспериментальный ветроэлектрогенератор небольшой мощности. Он был установлен в порядке опыта для сравнительной оценки различных альтернативных источников энергии, но уже сейчас позволяет снизить расходы на использование дизельного генератора в зимние дни. В ближайшее время планируется построить аналогичную станцию с использованием солнечной энергии в Адыгее, возможно, и в других труднодоступных местах.