Строительство с политическим характером

Елена Павлова

Детский сад и школа на Юго-Западе, надземный переход на Южном объезде, школа в 204-м квартале города — эти строящиеся объекты посетил в минувший вторник глава администрации города Андрей Джатдоев. В общении с журналистами он отметил, что 2015 год является уникальным по количеству строящихся и сдаваемых в эксплуатацию объектов социального назначения. Действительно, к названным выше нужно добавить еще поликлинику в 530-м квартале, перинатальный центр и частный проект — спорткомплекс на ул. Васильева. Но цель рабочей поездки была далека от пиаровской, хотя на состоявшемся по ее итогам совещании идущее масштабное строительство было названо политическим делом. Политика здесь заключается в оправдании доверия. Каждый из этих строящихся и очень необходимых Ставрополю объектов дался городу очень непросто. И от того, насколько успешно будут освоены выделенные на строительство федеральные, краевые, муниципальные средства, зависит, получит ли Ставрополь возможность строить социальные объекты в 2016-м, 2017-м...

От отставания — на опережение

Глава администрации отмечает: с подрядчиками повезло. Конкурс выиграли организации, давно работающие и хорошо зарекомендовавшие себя на строительном рынке края, располагающие и специалистами, и должным количеством техники. Ситуация определяется как напряженная по одной причин — очень и очень сжатых сроков. Детский сад в 528-м квартале (самом динамично развивающемся микрорайоне города) с бассейном и несколькими спортивными залами должен быть сдан в эксплуатацию уже в этом году. Школа на 807 мест в 530-м квартале — в середине следующего года. По этому объекту Андрей Джатдоев ситуацию оценивает пока на «троечку». Опять же из-за отставания по срокам, хотя сложности строителей глава администрации города прекрасно понимает — здесь аукцион позже других был проведен... Но время надо наверстывать всеми возможными силами и средствами. Оно здесь работает против всех.

- Недавно законодательно были введены очень серьезные жесткие финансовые санкции за неисполнение контрактов в оговоренные сроки. Вплоть до того, что вся сумма контракта изымется из бюджета. Это правильно, поскольку дисциплинирует и муниципальные власти, и самих подрядчиков. Необходимо укладываться в срок.

Несмотря на то, что до сдачи в эксплуатацию этой школы еще больше года, преодолеть двухнедельное отставание нужно уже сейчас. На совещании вопрос ставился четко: что для этого нужно сделать? Скорее всего, придется переходить на работу в две смены и увеличивать количество рабочих вдвое. Форсировать работы нужно на этапе возведения коробки - при проведении отделки время не сэкономить. Желательно к этому моменту выйти на опережение.

Объект в 204-м квартале (школа на 990 мест) «на опережение» строители обещают вывести «коробку» уже в июне. Пока тут отставание есть в 2-3 дня, но из нулевого цикла уже вышли. Возведен первый этаж, монтируются конструкции второго. Здесь график еще более жесткий. В январе, когда пришли строители, здесь было, как они говорят, голое поле, а в декабре школа уже должна быть сдана в эксплуатацию. В такие сроки школьные здания не строят, по нормам на это обычно отводится восемнадцать месяцев. Но форс-мажор на качестве не отразится. Как рассказали нам директор строительного холдинга Андрей Колосовский и главный инженер Рамазан Ибрагимов, строители форсируют работы за счет перехода «на продленку» (с семи утра до семи вечера, при необходимости — и дольше), отказом от праздников и входных.

- На Рождество, на Пасху, на 1 мая рабочие дни были, - сказал главный инженер.

- Спасибо братьям-мусульманам, - рассмеялся директор холдинга. - Помогают на Пасху работать.

 

Проверка на состоятельность

Единственное, на что сетуют строители, сталкиваются они иной раз с непониманием жителей соседних домов. В закон о тишине — не шуметь после 22 — они обычно укладываются, но те, случается, милицию вызывают или МЧС. Так было, например, когда принимали новый бетон на стройку — по технологии процесс нельзя прервать, а люди не понимают....

- Мы же не пивбар строим, а школу для их же детей, - с некоторой даже обидой сказал Андрей Колосовский.

Понятно, что люди устают после работы, что шум мешает отдыхать, но строить-то школу надо. Ведь сколько лет этого добивались.

-  Наши родные горожане! - говорит Андрей Джатдоев. - Просьба одна — чуть-чуть потерпеть. Я думаю, что школа в непосредственной близости от дома сделает вашу жизнь комфортнее. Микрорайон активно развивается, здесь проживают уже более 15 тысяч человек. А школы не было ни одной. И дети ездят в гимназию № 9 и школу № 13. Соответственно эти учебные заведения тоже перегружены. Сдадим объект к Новому году, и тем школам полегчает, а 204-му кварталу, думаю, и вовсе замечательно будет. Тем более что на этом мы останавливаться не собираемся. Зарезервирована площадка еще под один детский сад (проект его в стадии завершения). Пора подбирать место и под строительство еще одной школы в районе...

Андрей Хасанович помолчал и добавил:

- Вы можете спросить, почему в Ставрополе не хватает школ... В ответ можно привести много доводов... Отбрасываю множество пессимистических факторов и озвучиваю все-таки оптимистический — потому что в нашем городе рождается очень много детишек. И это здорово на самом деле! Динамика прироста рождаемости по городу Ставрополю за 2014 год составила 127 процентов. Это главное! А школы и детские сады построим. Хуже было в 90-е годы, когда объектов было много, а детей не было.

…Побывали мы еще на одном социально значимом объекте. Первый в Ставрополе надземный переход строится сейчас на Южном обходе и должен быть сдан в эксплуатацию к 15 августа. Выбор места обусловлен его повышенной аварийностью. Сам микрорайон — так называемый 25-й военный городок - от краевого центра несколько оторван. И единственная возможность выбраться в центр (кроме собственной машины) — общественный транспорт. А значит, надо пересекать скоростную трассу. Словом, переход был необходим. Он будет соответствовать всем современным требованиям — в нем даже подъемные лифты будут оборудованы для инвалидов, пожилых людей (официально говоря — маломобильной категории граждан)...

Этот переход станет первой ласточкой. В планах — строительство таких же переходов на проспекте Кулакова и улице Доваторцев. В идеале нужно бы вводить в эксплуатацию по одному надземному переходу в год.

А что касается ныне строящихся социальных объектов, то нужно не просто возвести здания в обозначенные сроки. В эти же сроки нужно провести работы по обустройству территории. Уже сейчас надо представлять, как будут оборудованы тротуарные дорожки и подъездные пути — так, чтобы это было удобно и жильцам соседних домов, и школьникам. Обо всем этом и шла речь на совещании. Вокруг школ и детских домов должны быть пешеходные связи, озеленение, тротуары, парковки, вписывающиеся в общий архитектурный облик района.

Успокаиваться не приходится. Ведь город разросся так сильно, что, можно быть уверенным, сразу по вводу в строй, тот же детский сад и школы будут заполнены с превышением. Так что речь идет о развитии, о будущем города. Андрей Джатдоев говорил журналистам о проектах новых детских садов и школ. К этой теме он вернулся и на совещании, где присутствовали руководители структурных подразделений и администрации, и организаций-подрядчиков.

- В новых проектах, - сказал Андрей Хасанович, - сроки будут еще жестче. И если мы не справимся сейчас, веры нам уже не будет. Так что нынешнее строительство (я не скрываю этого) носит ярко выраженный политический характер. Это проверка на нашу общую состоятельность. Администрации - на способность управлять процессами в городе Ставрополе. Строителей — на способность решать непростые, но решаемые задачи.

школы, новостройки, детские сады