«Студенческую весну» в Ставрополе встречали в «Городе мастеров»

Елена Павлова

Краски фестиваля: кто поёт и живёт с душой

До церемонии открытия Всероссийского молодежного фестиваля «Студенческая весна - 2018» оставалось еще девять часов. Гости, приехавшие в Ставрополь из разных уголков страны, только заселялись в гостиницы, а  на Александровской площади уже гостеприимно распахнул двери «Город мастеров».

 

На пороге сказочных превращений

 Впрочем, самые любознательные уже осматривали местные достопримечательности. Девчонки из Курска поначалу не хотели фотографироваться – мол, только что приехали, больше суток в автобусе тряслись, мол, некрасивые мы сейчас… Но в результате все-таки согласились и сами выбрали себе «компанию» - даму в кринолине из ставропольской ландшафтной композиции. Со смыслом выбрали. Ведь все девушки – студентки Курского государственного политехнического колледжа, получают профессию дизайнера одежды.  А на фестивале они представляют свой Театр моды. Он существует в колледже уже 12 лет. В Курске его очень хорошо знают и любят. Недавно именно эти девушки в родном городе поезд Победы встречали – в русских национальных костюмах, которые они с большой любовью создавали.

В программе фестиваля эти девушки из Курска предстанут в сказочных образах.
В программе фестиваля эти девушки из Курска предстанут в сказочных образах.

В этом Театре моды все – и художники, и дизайнеры, и модели.

Коллектив, конечно, ежегодно обновляется – театр-то студенческий. Одни выпускаются, другие поступают… Для руководителя Театра моды Натальи Лукьянчиковой это уже седьмой фестиваль «Студенческая весна», а для девчонок – первый.  Своего рода дебют. Девчата, конечно, волнуются – ведь с предыдущих фестивалей, проходивших в Волгограде и Тольятти,  их коллектив возвращался с победой (вторым и первым местом). В Ставрополе их задача – удержать планку. Они подготовили очень красивую программу с загадочным названием «Вдруг как в сказке». Вдохновение в создании костюмов и образов девушки черпали из сокровищницы сказок Александра Сергеевича Пушкина и музыки, специально написанной к их программе.

Читайте так же: 26-я «Российская студвесна» открылась в 26-м регионе с небывалым размахом.

На фото – это современные молодые девушки, но начнется представление, и с ними тоже произойдет сказочное превращение. Хрупкая миловидная Лена Середенко предстанет в образе могучего раскидистого дуба у Лукоморья, озорная Яна Кутахина превратится в Золотого Петушка, застенчивая Маша Пахомова – в Спящую Царевну, а Настя Ведунская – в Царевну-лебедь… Они выйдут на сцену, чтобы подарить зрителям сказку…

… Впрочем, на пороге сказочных превращений можно было оказаться,  только лишь войдя в ворота, над которыми красовалась надпись: «Город мастеров».  Стоило только повнимательнее посмотреть на их творения, и можно было совершить путешествие и в сказку, и в прошлое.

Шали и витражную роспись на тарелках представляет Изобильненский район.
Шали и витражную роспись на тарелках представляет Изобильненский район.

На казачьем подворье – все, что долгие годы собирали в разных уголках края специалисты Дворца народного творчества.  Например, старинный комод, которому как минимум полтора века. Когда-то одна древняя старушка-казачка его в музей отдала. Старушки той давно уже нет, а комод «жив-здоров» - по всем выставкам и фестивалям ездит, колорит зажиточного казачьего дома создает. То же – и кованый сундук. Наверное, когда-то хранилось в нем приданое станичной красавицы… В том числе – вышитые рушники и рубахи, вязанные крючком накидки – все, что когда-то умела делать каждая женщина. А теперь этим искусством владеют немногие. Но эти немногие – настоящие мастера. И правда – в том же казачьем курене вещи с вековой историей (домотканые половички) и вещи, созданные недавно, словно из одного времени родом. А потому что мастера их делали. Вот, например, стулья и столы для экспозиции выполнял по заказу Дворца народного творчества мастер из Георгиевска Иван Мордовин…

Казак Владимир Брель выковывает для гостей «фестивальные монеты».
Казак Владимир Брель выковывает для гостей «фестивальные монеты».

А казак Владимир Брель тут же у входа в курень занимался чеканкой монет.  Монеты с символикой Терского войска – это, конечно, для наглядности и для того, чтобы гости праздника могли их взять на память о Ставрополе.

У мастера по витражной росписи тарелок Елены Несовой из Изобильного, каждая тарелка – произведение искусства с ярким казачьим колоритом. В работах мастеров художественной ковки Савченко  холодный металл обретает душу и характер. Кушаки,  над которыми работал мастер Александр Козлов, словно из той же музейной коллекции. Та же техника, те же узоры….

Ирина Москаленко делает прекрасные игрушки из овечьей и кошачьей шерсти.
Ирина Москаленко делает прекрасные игрушки из овечьей и кошачьей шерсти.

А вот Ирина Москаленко освоила старую технику войлоковаляния. Это очень большая и кропотливая работа. Зато какие красивые игрушки получаются. Многие – из сказок и мультфильмов, многие рождены фантазией автора. Тут у каждой игрушки – свой характер. Взять хотя бы двух котов. Один вполне  подошел бы на роль уже упомянутого выше сказочного «кота ученого, что ходит по цепи кругом». Знание большого количества песен и сказок про лешего и русалку просто написано на его умной и  лукаво-загадочной мордочке. Второй кот явно мечтатель. Бог весть, о чем он грезит, поднявши раскосые очи к небу, но грезит очень выразительно. Может, за розовые мечты, в которых он витает, мастер назвала этого кота Персиком. Кстати, в отличие от большинства игрушек, свалянных из овечьей шерсти, Персик сделан из шерсти кошачьей – гораздо более сложной в работе. Но зато Персик из всех игрушек – самый мягкий, беззащитный и нежный – как и положено мечтателю…

 

У каждой игрушки - свой характер.
У каждой игрушки - свой характер.

Штрихи национальной палитры

По другую сторону главной площади «Города мастеров» были развернуты национальные подворья, где национально-культурные общества, города и районы края постарались представить культуру и традиции живущих на Ставрополье народов во всей их самобытности. По случаю праздника приехали поучаствовать в выставке и гости из соседних республик. Аида Дагирова очень увлеченно рассказывала о ковроткачестве, о народных промыслах лакского села Балхар, о секретах уникального унцукульского орнамента. Даже о любимой женщинами всех возрастов домашней  вязаной обуви с ласковым названием «джурабки» говорила с теплотой.  А вот о секретах кубачинских мастеров Аида посоветовала поговорить с Рабаданом Кишевым. Он – сотрудник музея изобразительных искусств в Махачкале, сам родом из Кубачей и секретами  мастерства своих предков владеет.

На дагестанском подворье.
На дагестанском подворье.

Рабадан соглашается, секреты мастерства действительно есть. И они передаются  по роду (то есть только своим).

- Это как на кухне, - смеется он. – Основа приготовления всем известна, а вот щепоточку чего-то добавишь, и неповторимость появляется, изюминка. Это и есть секрет.

Корни этих секретов уходят в далекое прошлое, когда в Кубачах стали делать кинжалы и сабли из серебра, а потом уже – посуду и украшения. Интересно, а откуда древние мастера брали материал?

- Кубачинцы часто ездили в Иран, - говорит Рабадан. – Видимо, оттуда и везли. И Шелковый путь шел ведь через Дербент… У нас легенда есть, что еще Александр Македонский во время завоевательных походов привез в наши места своих ювелиров, и они так в Кубачах навсегда и поселились… Правда это или вымысел – никто не знает, но легенда есть…

Читайте так же: Две выпускницы школ города Ставрополя принимают участие в Студенческой весне-2018 в качестве волонтеров.

Интересно было узнать и о том, как сейчас живет древнее село Кубачи, получившее всемирную известность благодаря именно народным промыслам.

Об этом Рабадан говорит с некоторой грустью. Селение большое – тысяч на пять дворов, только вот заселены они далеко не все. Многие уехали искать лучшей жизни в города. Особенно молодежь. И от ремесла своего родового многие тоже отказались.  Потому что проще заработать, строя кому-то дом в той же Махачкале… Но все равно – живо кубачинское мастерство.  Есть и хорошие изменения – молодежь стала интересоваться своей культурой, традициями. Минул наконец период массового безразличия… Это он хорошо видит, работая в музее. И это радует. 

У подворья «Абазины Ставрополья» мы беседуем с Владимиром Исмаиловичем Курчевым, который с гордостью показывает нам Доску почета национально-культурного общества. Здесь ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены.

Приветствует «Абаза».
Приветствует «Абаза».

На этом подворье тоже есть свой маленький уголок старого быта. Старая деревянная прялка и люлька-качалка. Им тоже  далеко за сто лет, а то  и за сто пятьдесят. Дети, которых в этой люльке качали, - прапрапрадеды нынешних уважаемых стариков.

Кстати, в абазинской семье, прежде чем в первый раз положить новорожденного в люльку, барана резали, гостей собирали. Это целый обряд был, который так и назывался «положение в люльку».  Обязательно проводился, чтобы рос новый человек здоровым и сильным.

У абазин было много интересных обрядов. Например – «открывания рта». Оказывается, когда в абазинской семье женился сын, невестке первое время нельзя было входить на половину родителей и разговаривать с ними.  Лишь через полгода она могла «открыть рот». По этому случаю опять же резали барана, проводили обряд.

Правда, абазинские мужчины сложили по этому поводу анекдот про старика, у которого невестка, обретшая право подавать голос, оказалась слишком болтливой.

- Режьте барана! – требовал старик. – Будем проводить обряд по «закрытию рта»…

…На ногайском подворье две женщины в национальных костюмах пели про степь – про упругие ковыли и горячий ветер.  Задушевно так, с чувством.  Это и понятно. Кто видел буйство красок весенней степи за Нефтекумском, никогда этого не забудет. А у ногайцев эта степь – и в детской, и в генетической памяти.

Свое подворье представлял Каясулинский Дом культуры. Там тоже есть свой музей. Его заведующий Растим Отивалиев показывает один из самых древних экспонатов – деревянное седло, которому Бог весть сколько лет. Растим нашел его когда-то в одном из аулов, отмыл-отчистил,  покрыл лаком… Вообще, много в этом музее есть того, что сотрудниками Дома культуры найдено и сохранено исключительно на собственном энтузиазме. Директор ДК Тереза Аджиева недавно на одно из украшений нынешней экспозиции собственной зарплаты не пожалела. Тоже у какой-то ногайской бабушки, жившей раньше в Чечне, его выкупила. 

Хозяйки гостеприимного ногайского дома.
Хозяйки гостеприимного ногайского дома.

Серебряные украшения – это гордость музея. Сотрудники с гордостью показывают массивные серьги, которые из-за тяжести ногайские женщины вставляли не в уши, а в волосы – в косы, нагрудное украшение, надеваемое поверх платья, мониста из натуральных копеечных монет 1861 года выпуска. Показывают войлочные ковры, по которым ногайцы всегда могут определить, какого роду-племени его хозяин. У каждого племени – свой определенный узор, свой рисунок. А войлок в старые времена был главным материалом – и ковры войлочные, и сами юрты - тоже  войлочные. Посему и овечьи стада у ногайцев были немалые. Это даже в названии села заложено – в переводе Каясула означает «много овец».

Особый раздел музея – дореволюционные фотографии, запечатлевшие ногайское училище и лучших его учеников. Ногайцы – народ, конечно, кочевой, но то, что знание – сила, давно уже поняли. И детишек своих грамоте обучить старались еще при царе-батюшке. Ради этого ногайские семьи ближе к училищу селились. Юрты там ставили, так и жили, пока дети учились.

Ребячьи забавы тех лет тоже можно в музее увидеть.  У игры в кости было множество вариаций. И мослы были натуральные – бараньи либо телячьи. А еще была юла -  только не широкая, как наша, а в форме цилиндра с конусом-острием, и заводилась она метким ударом кнута.

Кнут в экспозиции тоже примечательный – украшенный на рукояти лапой сайгака…

Читайте так же: В Ставрополе календарная весна уступила место студенческой.

Я задала вопрос сотрудникам Дома культуры, как им удалось сохранить музей в годы безвременья, которые для Нефтекумского района были «безвременьем в кубе»... И все дружно сказали:

- Благодаря нашему директору…

Она, мол, и вдохновитель, и защитник, и со спонсорами договаривается,  и сама последнее отдать готова ради общего дела.

- Ваши сотрудники о Вас с такой любовью отзываются, - заметила я в разговоре с Терезой Дмитриевной.

- А мы очень друг друга любим, - сказала она…

- Вы давно живете в Каясуле?

- С месяца от роду – почти пятьдесят лет. С Украины моя семья сюда переехала. В то время много специалистов из других областей и республик колхозы поднимать приглашали. И росли хозяйства, развивались…

- Но потом-то, в 90-е - нулевые, у вас чего только не было… Что все-таки помогло пережить этот период?

- Да, - качает головой Тереза Дмитриевна. – Чего только не было…. А пережили мы все это благодаря  людям – их желанию, их вере. И  сейчас я больше и больше убеждаюсь, что людям  нужно то, что мы делаем. Детям это нужно. Они с таким интересом слушают, у них так горят глазки…

То есть  к молодым и совсем юным приходит осознание того, что основой жизни являются не чужие, а свои корни,  малая родина… Вот и директор Каясулинского ДК отмечает, что в их многонациональном селе люди снова потянулись к культуре. Они с удовольствием слушают и русские песни в исполнении коллектива «Россиянка», и ногайские – в исполнении детского хора «Алтыне». И всем селом радуются, когда маленькая Хадижат Отеева с песней «Жаворонок» становится финалисткой краевого талант-шоу «У меня есть голос».

Элеонора Егорова приехала в Ставрополь из далекого Якутска.
Элеонора Егорова приехала в Ставрополь из далекого Якутска.

 …В общем,  жителям и гостям Ставрополя будет интересно побывать в «Городе мастеров». Он работает все пять дней фестиваля. Например, Элеонора Егорова (на фото) так зачарованно слушала ногайскую песню, что я думала – она тоже из Каясулы. Оказалось, девушка приехала издалека – из Якутска. Конечно, немного устала. На дорогу самолетом и поездом больше двух дней ушло. А все равно сразу вышла погреться под ставропольским солнышком и заодно  песни послушать.  Элеонора – студентка Северо-Восточного федерального университета. Будет журналистом. Но на «Студенческой весне» она будет выступать как певица. С песней «Девушка из Полесья». Да-да, не только в Беларуси, но и в Якутии есть свое Полесье. А значит, есть и «кудесницы леса». Элеонора тоже будет петь на родном языке, но наверняка многим ее песня будет понятна без перевода. Ведь песни обращены к душам.

Пожелаем успеха всем, кто поет и живет с душой.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

XXVI Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна», «Студенческая весна», город мастеров, дружба народов