Такой необходимый всем труд

Тамара Коркина

17 марта работники жилищно-коммунального хозяйства отметят профессиональный праздник. Для тех, кто трудится в этой сфере на Ставрополье, год предъюбилейный – отрасли 99 лет. Отсчет принято вести с марта 1920 года, когда был образован Ставропольский губернский отдел коммунального хозяйства. Чем живет сегодня региональное ЖКХ, какие есть достижения, проблемы и перспективы? Об этом мы говорим с краевым министром жилищно-коммунального хозяйства Романом Марченко.

 

– Роман Алексеевич, в общественном сознании с советских времен прижился не слишком комплиментарный образ работника коммунальной службы – слесарь Афоня. Жив ли, на ваш взгляд, Афоня сегодня?

– Я вообще не сторонник стереотипов – все люди разные. Но сегодня со всей ответственностью могу сказать, что большинство людей, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве – одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения, – с тем Афоней не имеют ничего общего. Слишком большая ответственность на их плечах. Мы привыкли к тому, что в любое время дня и ночи нам доступны блага цивилизации: вода, тепло, электричество, газ… Все это не берется из ниоткуда – коммунальный ресурс нужно произвести, доставить потребителю, обеспечивать его качество, поддерживать в надлежащем состоянии и обновлять инженерные сети и т.д. Это сложнейший производственный цикл, который нельзя прерывать ни на день, ни на час, ни на минуту. А что такое работа коммунальщиков в аварийной ситуации или когда разгуляется стихия? В любое время суток, по пояс в воде, на морозе или в жару они делают свою работу, которая для потребителя чаще всего остается «за кадром». От себя могу сказать лишь одно: низкий поклон таким труженикам. Кроме того, в последние годы отрасль сильно изменилась с точки зрения технологий. «Умнеют» не только машины – к работникам, которые их обслуживают, предъявляются сегодня высокие требования в части знаний и навыков. Отрасль становится все более ориентированной на клиента и его запросы. В качестве примера: с 1 марта существенно ужесточились требования к аварийно-диспетчерским службам. Так, максимальное время дозвона в такую службу теперь составляет всего 5 минут, причем, если вызов не удался, диспетчер перезвонит клиенту. Сокращено время устранения аварий. Сотрудник должен иметь при себе бейдж и бахилы. А качество его работы – под жестким контролем, в том числе с использованием фото– и видеофиксации.

– Вы возглавляете жилищно-коммунальное хозяйство уже три года. Расскажите, чем может гордиться отрасль?

– Наша работа основывается на принципах долгосрочного планирования в соответствии с государственной политикой, а достигнутые результаты – это итог серьезной работы команды губернатора и правительства края на протяжении нескольких лет.

Возьмем для примера работу по модернизации систем водоснабжения. Исторически у нас сложилась мощная, разветвленная система подачи питьевой воды. Общая протяженность водопроводов в крае составляет 17 тысяч километров. Это хозяйство нужно не только поддерживать в рабочем состоянии, но и модернизировать, и развивать.

Поэтому, начиная с 2017 года, по поручению главы края развернута масштабная работа, направленная на модернизацию систем водоснабжения. Основным источником финансирования стали средства бюджета, преимущественно – краевого и частично – федерального. В общей сложности в 2017-2018 годах на это было направлено 600 миллионов рублей. В результате удалось организовать или улучшить водоснабжение в 13 населенных пунктах с общей численностью населения более 37 тысяч человек.

Мы создали карту перспективного развития систем водоснабжения края. Сегодня на этой карте обозначены 77 населенных пунктов. Из них 57 в летний период испытывают дефицит воды, а 20 поселений вообще не имеют централизованных систем водоснабжения. Задача на ближайшие три года – обеспечить качественным водоснабжением все проблемные точки на этой карте. Например, в текущем году у нас в планах реализация нескольких проектов, которые позволят обеспечить качественной водой больше 40 тысяч жителей края.

- Самое пристальное внимание общественности сегодня вызывает так называемая «мусорная» реформа. Как сегодня обстоят дела в этой сфере в нашем крае?

- Знаете, как говорится, большое видится на расстоянии. Наша страна только вступила на путь цивилизованного обращения с отходами. Думаю, в дискуссиях будет сломано еще немало копий. Главное, что эта работа начата. У нас  она идет без особых сбоев, хотя, не буду скрывать, и не без трудностей. Сейчас усилия не только краевого правительства, но и федеральных властей сосредоточены на снижении финансовой нагрузки на население в части платы за обращение с ТКО. Что для этого делается? Во-первых, с самого начала реформы мы настояли на том, чтобы регоператоры не использовали в расчетах с населением предельный тариф. Они откликнулись. Например, ООО «Эко-Сити» в своей зоне деятельности применяет значение тарифа в среднем на 14 процентов  ниже предельного. Более того, с 1 апреля этот региональный оператор запускает систему скидок для социально незащищенных жителей края.  Она охватывает 11 категорий, которые на заявительной основе при наличии заключенного договора могут получить скидки в размере 30, 50 или 100 процентов  на услугу регоператора.

Кроме того, в апреле мы ожидаем снижения предельных тарифов региональных операторов в связи с планами федерации освободить их от уплаты налога на добавленную стоимость. Соответствующий проект закона уже в работе. Также по поручению губернатора края в целях уточнения действующих нормативов накопления ТКО организованы повторные замеры объема и массы ТКО. По результатам проведения замеров будет принято решение о необходимости корректировки нормативов накопления ТКО для населения.

Поверьте, мы прекрасно отдаем себе отчет, что нам есть куда расти и в плане качества услуг региональных операторов. Никто не закрывает глаза на недоработки, в их устранении жители – первые наши помощники. Все их  обращения отрабатываются и анализируются. Результаты доводятся до региональных операторов как минимум еженедельно, их работа корректируется. Наша позиция: региональные операторы пришли работать для людей, а не наоборот.

- Ну и в завершение разговора – что бы вы хотели пожелать коллегам в ваш общий профессиональный праздник?

- Дорогие коллеги! Примите самые искренние слова благодарности за ваш нелегкий, но такой необходимый землякам труд! Ваш профессионализм помогает успешно справляться с задачами, которые сегодня стоят перед нами в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны. Спасибо за работу на благо Ставрополья и России! Желаю неиссякаемой энергии, оптимизма, благополучия и, конечно, крепкого здоровья вам и вашим близким!

И отдельные слова благодарности – ветеранам отрасли. Мы безмерно ценим ваш вклад и помним ваши добрые дела. Спасибо за добросовестный труд и преданность делу! 

краевое министерство жилищно-коммунального хозяйства, День работников жилищно-коммунального хозяйства, Роман Марченко