Тарзан летит сквозь пламя

Валерий Манин
Скажу сразу, увиденное поразило, хотя за многие годы общения с авто-мотоспортсменами высшей квалификации насмотрелся всяких трюков. Но как можно остаться равнодушным при виде человека, прыгающего с крыши автомобиля, (несущегося со скоростью 100 километров в час!), через десятиметровую горящую трубу, где температура около полутора тысяч градусов, и вновь приземляющегося на крышу автомобиля! Не зря же этот трюк, придуманный, разработанный и осуществляемый Латоцким, занесен в международную Книгу рекордов Гиннесса.

Ясно, что когда представилась возможность встретиться с Алексеем Петровичем, я ею воспользовался.

- Алексей Петрович, вы – профессиональный спортсмен, водитель-ас. Как же вас угораздило податься в циркачи?

- А вы не задумывались, что на определенном этапе и при определенной квалификации спортсмены весьма схожи с артистами? Поверьте, это так. Кого-то роднит общее с драмой, кого-то – с балетом, а кого и с цирком.

Когда в 1988 году по инициативе великого Юрия Никулина при Ростовском государственном цирке была открыта школа каскадеров, в неё пригласили большую группу автомотоспортсменов, которые и составили основу каскадерской группы «Авто-Родео», позже переросшей в объединение каскадеров «Россияне». Начав с простейших трюков, мы совершенствовали свое мастерство, усложняли программу, с которой объехали большую часть Советского Союза, побывали в Венгрии, Румынии, Болгарии, в настоящее время завершаются переговоры о гастролях в Италии и США. И сейчас в нашей программе задействовано не менее пяти автомобилей с десятью каскадерами, выполняющими 11 трюковых номеров, в том числе и уникальный «Горящая труба».

- Я сам много лет в спорте, дружу со спортсменами, в том числе и великими. И с полной ответственностью могу заявить, что не многие после окончания спортивной карьеры идут в искусство. Видимо, кроме физической и технической подготовки, нужны еще и какие-то индивидуальные качества?

- Несомненно. Что касается лично меня, то я вообще не могу жить спокойно. Мне нужно постоянное движение, риск, если хотите. Да и судьба меня к этому подвигает. В детстве за гибкость, скорость, умение лазать по деревьям и прыгать с крыш друзья прозвали Тарзаном. Да я и сейчас, в мои пятьдесят, могу с места прыгнуть в длину почти на три метра. Спросите у действующих легкоатлетов, многие способны сдать такой тест?

Можете не поверить, но во время службы в армии дважды не раскрывался мой основной парашют. Когда работал в милиции и вступил в схватку с группой хулиганов, они сбросили меня с Ворошиловского моста в Дон, после тяжелейшей операции сбежал из больницы, спустившись из окна на простыне… Ну как после этого не пойти в циркачи?

- Слышал, что вы в качестве каскадера снялись в фильме у знаменитого Люка Бессона, известного во всем кинематографическом мире как автор фильмов «Пятый элемент», «Такси», «Жанна Д`Арк», «Поцелуй дракона», «Леон-профессионал», где применяется масса трюков. Как это произошло?

- Бессон решил снять продолжение своего популярнейшего фильма «Леон-профессионал» с Жаном Рено в главной роли. По сценарию, сам киллер и подросшая его воспитанница попадают в Россию. Здесь актрисе предстояло управлять автомобилем в экстремальных ситуациях. В качестве учителя вождения был выбран я.

Тут надо сделать одно уточнение. Во Франции, как рассказал Люк Бессон, почти все трюки выполняются на медленной скорости, а потом уже за счет технических уловок на экране появляются головокружительные кадры. То же он предложил сделать и мне. Но у нас-то школа совсем другая. Тут если делается разворот, то на скорости более 100 километров в час, если опрокидывается машина, то с водителем, а не муляжом и так далее. Ну, я вместе с севшим в кабину Бессоном и «покрутился» по испытательному полигону «Дэу», что находится у нас под Ростовом. После чего едва пришедший в себя классик внес изменения в сценарий, придумав роль специально для меня.

Кстати, актриса-француженка оказалась способной ученицей и быстро освоила трюки не только на родном «Ситроене», но и нашем стареньком «Москвиче».

Правда, монтаж фильма еще не закончен, и я не знаю, что войдет в окончательный вариант ленты. Опытные кинематографисты советуют сильно не обольщаться, чтобы потом не было разочарований. Но мне понравилась сама работа со знаменитым режиссером, хотя, конечно, лестно появиться и в кадре рядом с Рено.

- Сейчас в популярном трюковом шоу «Человек-Тарзан» более десятка номеров, в которых задействованы не только вы. Причем все трюки выполняются без страховки. До какой степени вы уверены в своих партнерах и как просчитываются трюки?

- Скажу так: в группе нет людей случайных. Здесь важен не только уровень технической подготовки, но и единство душ. Например, я выступаю, только когда за рулем авто мой сын Алеша. У нас с ним единый биоритм, и мы можем без труда прогнозировать действия друг друга. Вообще у нас, как в цирке, семейственность поощряется. Для примера, мастер спорта Игорь Акинин выступает вместе со своим девятилетним сыном Сережей, кстати, кандидатом в мастера по акробатике.

Конечно, трюки мы тщательно репетируем, многие выверяются математически. Но, скажем, при попытке просчитать мою «Горящую трубу» компьютер скуксился. Так что все пришлось проверять эмпирически. Разве все учтешь?

Выступали мы в Волгодонске, и я готовил прыжок с крыши автомашины. И вдруг Алеша вместо набора скорости резко затормозил, и я «отправился в незапланированный полет» с жестким приземлением на гаревую дорожку. Как потом выяснилось, какой-то малыш прорвался через милицейские кордоны, чтобы поймать свою собачку, выскочившую на арену. У Алеши был выбор: или тормозить и сбрасывать меня на землю, или сбивать ребенка. Он сделал правильный выбор. Ну а трюк мы продемонстрировали уже через несколько минут.

Кстати, все наши лучшие номера, включая и «гиннессовскую» «Горящую трубу», ставропольцы могут увидеть во время нашего полуторачасового шоу, которое состоится на стадионе «Динамо» 30 июля.