Тернистый путь «мусорной» реформы

Тамара Коркина

В краевой Думе прошло заседание комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопрос касался буквально каждого жителя края - об изменении тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов

В обсуждении темы приняли участие первый заместитель председателя Думы Дмитрий Судавцов, вице-спикеры Виктор Гончаров и Александр Кузьмин, депутаты Александр Сысоев, Светлана Терехова, Юрий Гонтарь и Юрий Белый, представители регионального правительства, министерств, ведомств и органов местного самоуправления, а также региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Налоговые послабления

Председатель комитета Игорь Андрющенко вкратце пояснил, что очень много вопросов по вывозу мусора идет с мест, от людей, их первым делом задают при встречах депутатов с избирателями.

Первому слово предоставили руководителю Региональной тарифной комиссии Сергею Губскому. Он напомнил, что в крае сегодня действуют четыре оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Один начал работу с 1 января, два - с июля 2018 года,  четвертый - с 1 января этого года.  Всем на краевом уровне определены предельные тарифы, проведена экспертиза расходов. Тарифы по федеральному законодательству устанавливаются на три года. Их пересмотр возможен только по решению Правительства РФ или суда. Сейчас по поручению Дмитрия Медведева решается вопрос о снижении налоговой нагрузки на предприятия, которые работают в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Предполагается, что они будут освобождены от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. За счет налоговых льгот тариф может уменьшиться на 17 процентов. Но это касается только тех операторов, которые находятся на общей системе налогообложения, а не на упрощенной.

Сергей Губский подчеркнул, что при установлении тарифов для регоператоров РТК исключила из предъявленных ими расходов 1,7 миллиарда рублей, то есть работа велась кропотливая.  Основные расходы регоператоров -  по транспортировке мусора.

Сегодня в целом по стране «мусорную» реформу провели 67 регионов, Ставрополье среди них по тарифам где-то в середине.

 

В интересах человека

Вопросов  Губскому было задано много. И главный из них - почему произошло такое резкое увеличение стоимости услуги по вывозу ТКО? В прошлые годы жители платили не выше 60 - 70 рублей, сегодня плата составляет  110 - 140 рублей. Причем люди пока не видят никакой разницы в работе. Получается,  что вся реформа свелась к повышению тарифов? Между тем в центре внимания должен быть человек и вся реформа вестись в его интересах.

То, что до реформы 50 процентов жителей края вообще не платили за вывоз мусора - явление, конечно же, ненормальное. Люди захламляли отходами опушки лесов, лесополосы, овраги.  Берега многих рек представляют собой многослойные мусорные залежи.

Сегодня мусор далеко не такой, какой был несколько десятилетий назад. В быт вошло огромное количество полиэтилена,  пластмассы, все это должно утилизироваться цивилизованным путем, с применением новейших технологий по переработке. Собственно, и концепция реформы - раздельный сбор твердых коммунальных отходов, сортировка,  переработка, вовлечение миллионов тонн отходов в хозяйственный оборот. 

В выступлении депутата Александра  Сысоева прозвучало:

- Нас пытаются убедить, что раньше в сфере обращения с отходами не было системы, большая часть ее находилась в тени. Это неправда. Были разработаны нормативы накопления  твердых бытовых отходов, люди по ним платили. А сейчас возникает очень много вопросов.  Стоимость услуги повысилась,  а видимых результатов реформы пока нет. Региональной тарифной комиссии надо пересмотреть предельную стоимость услуги. В Ростове люди платят 96 рублей, в Новгороде, Пскове, Краснодаре, Красноярске, Челябинске стоимость услуги по вывозу мусора  ниже 80 рублей.

Как парадоксальную депутаты оценили такую ситуацию: во всем мире считается, что объемы накопленных бытовых отходов - показатель уровня жизни населения. Чем больше у человека достаток, тем больше он приобретает, соответственно,  и больше выбрасывает.  В крае уровень жизни значительно ниже многих регионов, а стоимость услуги по вывозу мусора - значительно выше.

Вспомнили депутаты наделавшую много шума резкую критику коммунальных монополистов главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым. Он заявил, что  в большинстве своем россияне переплачивают больше 100 процентов  себестоимости жилищно-коммунальных услуг. 

 

На треть меньше запланированного

Все согласились, что любая реформа проходит тяжело, так как предполагает большие изменения, порой кардинальные. И год работы «мусорной» реформы в крае лишь обозначил проблемы, слабые места. Но и о многом рассказал. Например, первопроходец ООО «Эко-Сити» вывез на полигоны с контейнерных площадок своей зоны  примерно на 30 процентов меньше заявленных объемов мусора. Иными словами, предприятие понесло меньше расходов, чем планировалось. В будущем этот показатель должен быть учтен при определении тарифа на вывоз мусора. По факту сегодня  люди оплатили неоказанную  им услугу.  Раз народ производит на треть меньше мусора - не говорит ли это о том, что нормативы его накопления, которые лежат в исчислении тарифа, завышены?

Юрий Белый поднял вопрос о прозрачности деятельности регоператоров, о том, что нужна информация от них - как сработали, какова экономическая составляющая,  какие улучшения достигнуты в сборе, сортировке, переработке, утилизации отходов. Цель реформы - запустить и сделать слаженным этот конвейер. И важно знать, как этот процесс происходит.

 

Достаток, устои одинаковы, а тариф разный

Как очень больной прозвучал на совещании  вопрос о дифференциации оплаты за мусор. У людей в крае более-менее одинаковый доход, но оплата очень разнится. Представитель Арзгирского муниципального образования привел пример: в Арзгире норма накопления отходов 2,3 куба, а в соседнем селе Родниковском, расположенном в 12 километрах, - 1,5 куба. Соответственно, в селе Арзгир  плата с человека - 128 рублей, а в Родниковском - 81 рубль. Те же люди, та же земля,  та же глина, те же устои - почему такая разница?  Вспомнили: когда-то в крае также дифференцировано подавалась вода. Одни платили 60 рублей за куб, другие-10 рублей. Все зависело от протяженности водовода, от того, как добывалась вода. Мир пришел к людям, когда  ввели единую стоимость куба.  Очевидно, нужно ввести единый тариф и на услугу по вывозу мусора. К слову сказать, я в интернете наткнулась на информацию о том, что  в Крыму введена единая плата за вывоз мусора. То есть поиски идут в одном направлении.  И депутаты, руководители органов местного самоуправления на совещании обратили внимание на необходимость единого подхода в формировании нормы накопления и определении предельных тарифов для муниципалитетов.

Справедливости ради стоит сказать, что нынешнее положение  с «разнобоем» продиктовано федеральным законом, который исходит из количества народа в поселении. Депутаты решили обратиться с депутатским запросом в Минстрой России.

 

Повторные замеры

Сейчас в крае идет большая работа по замеру реальных объемов накопления мусора, которую возглавили активисты Общероссийского народного фронта. В ней активно участвуют депутаты всех уровней, общественность. Представитель краевого минЖКХ заверил, что повторными замерами озадачено и министерство, до конца года будут уже какие-то результаты в этом направлении.

В итоге совещания депутаты поставили  себе задачу детально ознакомиться с результатами работы регионального оператора ООО «Эко-Сити», который первым  начал работать в новой системе, изучить все экономические составляющие, влияющие на расходы предприятия, а далее на образование тарифа.  Изученный опыт поможет другим  регоператорам избежать каких-то ошибок, работать прозрачнее и эффективнее.

Читайте также: Раздельный сбор мусора.

Эко-Сити, ЖКХ, мусорная реформа