Трибуна, с которой можно сказать добро

Елена Павлова

Бывают просто праздники, а бывают праздники для души. Они не всегда отмечаются красным в календаре и не всегда выпадают на выходные. Но любят и ждут их от этого ничуть не меньше. Сегодня – один из таких дорогих и долгожданных дней. Он случается каждый год – сразу после того, как осень, морося дождем и осыпая листьями мокрые аллеи, лениво поворачивает на свою вторую половину. 20 октября открывается театральный сезон. Для тех, кто любит театр, этот день сродни Новому году – наверное, ощущением ожидания чуда. Ведь театр – это всегда таинство, вечная загадка, которую можно разгадывать всю жизнь, совершать при этом множество открытий, но разгадать до конца невозможно.

Рождение чуда

Мы с нашим фотокором Сашей устроили себе праздник на два дня раньше намеченного срока, и заглянули в театр со служебного входа, чтобы лишний раз прикоснуться к чуду и поймать в кадр удивительные моменты его рождения. Сейчас вы их видите. Да­да, театральное таинство рождается не только на сцене, когда в процессе репетиций герои, придуманные автором пьесы, начинают жить и становятся узнаваемыми, близкими и понятными зрителям. Таинство возникает из, казалось бы, обыденного стрекота швейных машинок, разлетающегося снопа искр обычной сварки, из уверенных штрихов краски, ложащихся на огромный холст, и много из чего другого. В театре 12 цехов и почти 170 сотрудников. И они все до единого работают на его величество спектакль.

Некоторые работают много­много лет. Вот, например, заведующая пошивочным цехом Тамара Александровна Винникова и завсварочным цехом Александр Владимирович Шмерего отдали театру четыре десятка годков. Завпост Леонид Черный, сопровождавший нас по цехам, ласково зовет старожилов­патриотов китами театрального дела – на таких, говорит, и держится театр. Тамара Александровна скромно поправляет: «Он на всех держится»…

Наверное, держится театр на огромной любви к своему делу. На том, что работают в театре люди, объединенные этой любовью, которая много помогла пережить. Ведь я помню, например, давний разговор в начале 90­х с той же Тамарой Александровной и ее рассказ, как швеи в период кризиса и экономии руки в кровь сбивали на сложных тканях.

Напоминаю, она тихо улыбается:

­ Это когда с двуниткой работали… Сейчас проще – руководство театра нам никогда не запрещает покупать то, что требует художник – любые ткани. И мы стараемся, конечно, выполнить все идеи по эскизу. Зрителям всегда нравятся наши костюмы.

Это открытие сезона для пошивочного цеха не самое сложное. Бывали труднее – когда шли исторические, костюмные спектакли. Нынешние два, которые на выходе, – бытовые. И с костюмами, которые из теперешней жизни, естественно, проще, чем с фраками и кринолинами…

А вот второй «кит театрального дела» Александр Владимирович Шмерего к моменту нашего прихода аккурат пребывал во временном цейтноте – занимался сваркой труб, которые должны стать каркасом для декораций. В электроцехе тем временем ваяли трансформатор – как выяснилось, бутафорский, для сцены. Но все в нем мигает и крутится­вертится, как в настоящем. Непосредственно на сцене перед началом репетиции трудился декораторский цех, что­то сосредоточенно надрезая на, казалось бы, красивой железной махине, увитой белой пенопластовой лепкой. Сотрудники только пояснили, что декорации уже были установлены, но художнику что­то не понравилось и он распорядился…

­ Мне не понравилось, и я распорядился уложить их на пол, ­ с готовностью признался Леонид Черный. Почему – пояснять не стал, сказал только, что это детали, которые не видны зрителю.

Вот так – в театре не бывает незначительных деталей и мелочей…

Исследование души

Два дня назад все эти чудеса творились вокруг спектакля «Полет над гнездом кукушки», который режиссер заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков представит на суд зрителей через неделю.

Сегодняшний же день пройдет под девизом «Браво, Лауренсия!». Именно этот спектакль народной артистки России Натальи Зубковой открывает 162­й сезон Ставропольского академического театра драмы имени Лермонтова.

­ Хоть сезон мы только открываем, но премьеру «Браво, Лауренсия!» уже успели отыграть. В Светлограде и с громадным успехом, ­ рассказывает директор театра Евгений Иванович Луганский. – Тема спектакля по пьесе Птушкиной на первый взгляд кажется простой. Но там присутствуют доброта, любовь, взаимопонимание. И несмотря на все трудности, которые переживают герои, несмотря на конфликт поколений, побеждает любовь. В спектакле заняты народная артистка России Вера Рабовская, актеры Людмила Дюженова, Игорь Барташ и студентка выпускного курса актерского отделения факультета искусств СГУ Евгения Капралова, которая, судя по заявке, которую она сделала своей работой над ролью, способна вырасти в интересную большую актрису… Второй спектакль по пьесе Вассермана «Полет над гнездом кукушки». Романом Кена Кизи (именно по его мотивам написана пьеса) в свое время зачитывались многие. И сейчас, наблюдая, с каким рвением, с какой самоотдачей артисты работают на репетициях, можно сказать, что это будет интересный, захватывающий и очень трогательный спектакль. Он звучит как символ свободы человека от давления общества…

­ Что еще нового ждет ставропольских зрителей в этом сезоне?

­ В репертуарном «портфеле» театра – пьеса Леонида Зорина «Царская охота». Тема его всегда очень востребована нашим зрителем. Это любовь, власть и предательство… К новогодним каникулам готовим сказку «Царевна Несмеяна», на постановку которого планируем пригласить выпускника режиссерского факультета театрального вуза. Сейчас я веду переговоры с двумя московскими режиссерами. Пока рано называть их. А ставить нужно будет Николая Васильевича Гоголя – «Ревизор». Думаю, это будет гвоздь, стержень сезона. Чем нас привлекает эта пьеса? Она написана в 1835 году – ровно за десять лет до рождения нашего театра. А в нашем театре в последний раз «Ревизор» был принят к постановке в 1952 году – через 55 лет мы возвращаемся к нему. А в принципе, мне кажется, эта пьеса была незаслуженно обойдена нашим театром, поскольку это первая пьеса русской драматургии, которая открыла русскому театру путь к реализму, и поиграть в такой пьесе для актера – это интересная школа настоящего мастерства реализма. Наш театр проповедует психологический реализм, занимается исследованием души, исследованием человека, его жизни, его судьбы. Все это присутствует в пьесе Гоголя… В планах – постановка Куни «Смешные деньги» (сейчас как раз в стадии подписания договор с переводчиком пьесы Михаилом Мишиным). Куни сейчас очень популярный автор. Он идет в замечательном театре «Сатирикон» у Константина Райкина, может быть интересен и на Ставрополье. Две его пьесы «Люкс» и «Самый женатый таксист» у нас шли с аншлагом. Мы продолжим работать со «школьным абонементом» ­ это очень хорошая идея министерства образования и министерства культуры, которую театр с радостью претворяет в жизнь Мы приучаем детей к искусству. Есть прекрасные учителя, которые понимают предназначение и задачи театра – что это «трибуна, с которой можно сказать добро»… Когда есть это понимание, политика «абонемента» идет эффективнее. К тому же «абонемент» ­ это намного дешевле. Хотя на обычные билеты мы тоже не собираемся повышать цен – продолжаем проводить политику общедоступного театра.

­ Причем не только для жителей Ставрополя…

­ Несмотря на то, что сезон мы только открываем, мы уже успели побывать в Светлограде, Андроповском, Труновском, Новоалександровском районах. Все спектакли прошли при аншлагах. Радует, что люди потянулись в свои Дома культуры и получили огромное удовольствие от встречи с нашим театром.

­ Есть ли в театре новые имена?

­ Мы пригласили актера из Пятигорского театра юного зрителя Владимира Петренко. К тому же ждем собственного пополнения – заканчивает обучение курс народной артистки России Натальи Павловны Зубковой. Лучшие студенты актерского отделения СГУ останутся в театре. Они уже заняты во многих спектаклях. Но сейчас я хотел назвать хорошо известное ставропольским зрителям имя и с удовольствием пригласить читателей «Вечернего Ставрополя» на бенефис заслуженного артиста России Михаила Мальченко. В ноябре Михаил Александрович отмечает не только день рождения с круглой датой, но и сорокалетие работы в Ставропольском академическом театре драмы…

Я думаю, многие с не меньшим удовольствием откликнутся на это предложение. А пока – до открытия театрального сезона осталось несколько часов. Еще несколько часов трепетного ожидания праздника, который – для души.