У перерабатывающей отрасли края — высокий потенциал

Лариса Денежная

Наш сельскохозяйственный край самодостаточный. На Ставрополье производятся все основные продукты питания — молочные, мясные, хлебобулочные изделия, крупы, подсолнечное масло, овощи и фрукты. Чтобы меню жителей края было разнообразное, а продукты качественные и безопасные, многое зависит от переработки. От того, насколько развита эта сфера производства, и конечно, от технологий, которые в ней используются. Эти задачи призвана решить государственная программа Ставропольского края «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка». На ее реализацию  предусмотрено   более 2,8 млрд рублей, из них около 450 млн рублей – средства краевого бюджета. Какие направления она охватывает, чего уже  удалось добиться и на чем еще предстоит сосредоточить усилия? На эти и другие вопросы отвечает руководитель комитета  Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Денис Полюбин:

– Госпрограмма Ставропольского края «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка»  действует с 2019 по 2021 год. За предыдущие два года на ее реализацию было направлено более 1770 млн рублей. На текущий год запланировано более миллиарда, из них из краевой казны - более 240 млн рублей. Основная цель госпрограммы – создать  условия для комфортной деятельности как ставропольских товаропроизводителей, так и организаций торговли. Мы реализуем мероприятия, направленные на поддержку предприятий, развитие стабильных каналов сбыта и продвижение продукции ставропольских товаропроизводителей, в том числе за пределами региона и страны, увеличение доли ставропольских товаров на полках магазинов, особенно в крупных торговых сетях. Здесь немаловажно внимание к качеству и безопасности пищевых продуктов для здоровья населения Ставропольского края.

Сегодня многие предприятия обладают высокотехнологичным оборудованием, которое требует и соответствующей квалификации работников. Поэтому программа также предусматривает популяризацию профессий, востребованных в пищевой и перерабатывающей промышленности, а также проведение профориентационной работы среди школьников и студентов.

– Денис Владимирович, насколько развита сфера переработки в крае? Хватает мощностей?

В магазинах Ставрополя появились целые островки продукции  ставропольских производителей.
В магазинах Ставрополя появились целые островки продукции ставропольских производителей.

– Ставропольский край имеет многоотраслевую пищевую и перерабатывающую промышленность, которая  включает 38 видов экономической деятельности. Располагая достаточным производственным потенциалом, край по многим продовольственным позициям достиг высокой степени самообеспечения. Производство продуктов питания у нас превышает рекомендуемые объемы потребления по производству мяса и субпродуктов в 2 раза, по хлебным продуктам (хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, макаронные изделия и мука) – в 2,5 раза, маслу растительному – в 3 раза, маслу сливочному – в 1,3 раза.

 Мы не только удовлетворяем внутренние потребности края в продукции, но и выходим на рынки страны, за рубеж.  Доля экспорта продовольственных товаров в общей структуре экспорта увеличилась с 6% в 2017 году до 21% в 2020-м.

Прошлый год вообще стал рекордным для Ставропольского края, когда экспорт продукции переработки превысил 240 млн долларов США, что на четверть больше, чем в 2019 году. При этом доля продукции переработки в экспорте по агропромышленному комплексу составила более 65%.

– Сегодня технологии решают все. А насколько современна технологическая база наших предприятий и какие сектора наиболее развиты в этом отношении?

- В крае сформировался круг организаций, которые успешно конкурируют на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекают капитал для своего развития и определяют техническую, ассортиментную, инвестиционную политику перерабатывающей промышленности.

Наши предприятия сохраняют лучшие традиции и идут в ногу со временем, применяют новейшие научные разработки и технологии. Это позволяет вырабатывать новые виды продуктов, делает предприятия конкурентными на мировом рынке продовольствия. Драйверы перерабатывающих производств в крае  – мясная и молочная.

К примеру, молочный комбинат «Ставропольский» в содружестве с наукой – учеными СКФУ реализовал уникальный проект по производству сухой лактозы. Это стало настоящим прорывом на рынке молочных продуктов и ингредиентов в Российской Федерации.   Лактоза -  продукт глубокой переработки, который используется и в пищевой отрасли, и в фармацевтической, и в сельском хозяйстве. Молочный сахар идет на экспорт.

Пришли новые технологии в переработку овощей и фруктов. В Невинномысске, например, организовано новое производство по сушке витаминной продукции. В Минераловодском горокруге появится целый региональный индустриальный парк по нескольким направлениям – будет построен мясоперерабатывающий завод, плодоовощной комплекс. Инвестиционным проектом предусмотрено строительство завода по производству замороженных овощей и сублимированной продукции. Только за 2020-2021 годы в крае начата и продолжается реализация более десяти инвестиционных проектов.

Местная клубника, а раньше была турецкая.
Местная клубника, а раньше была турецкая.

– Каких производств в переработке у нас не хватает?

– На Ставрополье практически все, что выращивается, перерабатывается. Этим видом деятельности занимается 750 предприятий. На сегодня не хватает разве что глубокой переработки зерна. У нас – очень большая его сырьевая база, порядка 9 -10 миллионов тонн собираем каждый год. Значительная часть вывозится за пределы края в качестве сырья. А могли бы больше производить готовой продукции, в том числе функционального назначения.

– А как финансово помогает край производителям?

– Краевой госпрограммой предусмотрено предоставление субсидий на приобретение и возмещение части стоимости технологического оборудования, компенсация затрат на энергоносители. В прошлом году, например, два предприятия по производству мясных и мясосодержащих консервов получили субсидии в размере 50 млн рублей на возмещение части затрат, понесенных в 2018 и 2019 годах на приобретение природного газа, электрической энергии и топлива, 16 организаций и индивидуальных предпринимателей – на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования.

В результате было модернизировано пять производств по переработке молока на более чем 833 млн рублей. Проводилась модернизация в организациях по производству мясной продукции и колбасных изделий, минеральных вод и безалкогольных напитков, сахара. Семь предприятий закупили новое технологическое оборудование.

В текущем году впервые государство оказывает такую мощную поддержку перерабатывающим предприятиям. Всего сумма субсидий предприятиям переработки Ставропольского края составила 326 млн рублей.

В микрорайоне «Перспективный» Ставрополя начнется строительство дисконт-центра,  на 1-м этаже которого разместится современный фермерский рынок.
В микрорайоне «Перспективный» Ставрополя начнется строительство дисконт-центра, на 1-м этаже которого разместится современный фермерский рынок.

Но много мероприятий, не подкрепленных финансами. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности – постоянно в фокусе внимания нашего комитета. Понимая, что сегодня нужны новые, современные подходы, мы ввели новые форматы взаимодействия и с производителями, и с торговыми сетями. Главный принцип – непосредственное погружение в их деятельность.

Сотрудники комитета не должны быть просто статистами, отчитывающимися за выполнение каждого пункта программы, а активно помогать. Я лично за полгода посетил около ста предприятий, два-три – за неделю. И когда нас спрашивают о цели визита, отвечаем: «Чем помочь?». Только так можно понимать реальную ситуацию в отрасли.

– Что делается для того, чтобы в торговых сетях была больше представлена местная продукция? Есть ли взаимопонимание с ритейлом?

– Мы добились того, чтобы сети нас услышали. Это было непросто, ведь у федерального ритейла – своя ассортиментная, ценовая политика. Но сегодня они поняли, что нужно менять матрицу заполнения прилавков на локальных производителей. Мы постепенно к этому идем и это – одна из задач госпрограммы. Чтобы увеличить присутствие местных товаров на полках торговых сетей, практически еженедельно проводим «Час ритейла», на котором знакомим руководство сетей и производителей, обсуждаем возможности поставок продукции, объемы, другие вопросы взаимодействия. Как результат – крупные сети наладили надежные партнерские отношения с предприятиями Ставрополья. Сегодня на их полках – ассортимент товаров от 40 до 150 краевых товаропроизводителей. И присутствие только расширяется.

В гипермаркетах проводим «Дни производителя», на которых предприятия края знакомят покупателей со своей продукцией через дегустацию. А на торгово-закупочных сессиях производители презентуют продукты питания для представителей торговых сетей, организаций общепита. Здесь же обсуждают условия заключения договоров поставок, решают спорные вопросы.

– Вы сказали, что подобрали ключики во взаимоотношениях с торговыми сетями. В чем их главный секрет?

– В поиске компромиссов и взаимных интересов. Причем убеждаем с цифрами в руках. Вот провели анкетирование среди 500 респондентов в магазинах города по предпочтениям тех или иных продуктов питания. И все они выбрали местную продукцию. То есть сегодня тренды, в том числе и мировые, на локальных производителей.

 Кстати, на недавнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге мы подписали с владельцем торговой сети «Магнит» соглашение о реализации проекта «Фермерский дворик». И здесь тоже сыграл роль проведенный нами рейтинг покупательских предпочтений. Я считаю, что это – прорыв во взаимоотношениях с торговыми сетями.

Мы хотим и стремимся, чтобы нашу продукцию знали и за пределами края. Например, начинаем выставлять ставропольскую продукцию на Хасанском рынке в Санкт-Петербурге. Павильон разместится на площади 250 квадратных метров. Свою продукцию будут здесь представлять около пятидесяти поставщиков края – это своего рода кооперация производителей по продвижению ставропольской продукции в Северной столице.

– Большую роль в продвижении товаров, снижении их себестоимости играет логистика. Насколько она развита на Ставрополье?

– У нас есть и железнодорожный транспорт, и автомобильная развязка, и авиасообщение.

Мы работаем над развитием инфраструктуры складских сооружений. Недавно, например, был введен в эксплуатацию торгово-распределительный центр в Невинномысске – крупнейший на юге России площадью 36 тысяч квадратных метров. Он обслуживает более полутора тысяч торговых точек по Ставропольскому краю и СКФО. Ежедневно здесь загружаются товарами 150 машин. Производителям намного удобнее везти свою продукцию в Невинномысск, чем на склад в Краснодар или Ростов-на-Дону. Это снижает себестоимость товаров, что сказывается на цене, повышает ее конкурентоспособность на рынке.

– Денис Владимирович, недавно вы приняли участие в традиционной «Неделе ритейла», которая состоялась в Москве. Как смотрится наш край на фоне других регионов?

– «Неделя ритейла» – это крупнейший отраслевой форум, где регионы делятся своими практиками в сфере розничной торговли. И хочу сказать, что опыт Ставропольского края по ярмарочной деятельности, проведению акций «Овощи к подъезду», развитию многоформатной торговли Минпромторг России предложил к тиражированию в других регионах. А мероприятия «Час ритейла», «Дни производителя», «Час контроля» отмечены в качестве передового опыта.

Наш край одним из первых регионов принял нормативную документацию во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 208 от 31.01.2021, которым рекомендовано органам исполнительной власти оказывать содействие в развитии различных форм торговли – ярмарок, рынков, автолавок и пр., а также предоставлении специально отведенных мест для дачников и огородников.

Ярмарки «выходного дня», акция «Овощи к подъезду», которые проходят в рамках проекта «Покупай ставропольское!», вызывают неизменный интерес у жителей нашего края. Покупатели могут рядом с домом или работой купить товары местного производителя по справедливой цене, без дополнительных торговых наценок. Для предприятий, фермеров участие в них – возможность выгодно и гарантированно реализовать практически любой объем качественной и востребованной продукции. То есть создается стабильный канал сбыта, тем самым стимулируется производство.

Мы заинтересованы в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей. Поэтому по поручению губернатора Владимира Владимирова нами постоянно увеличивается количество ярмарочных площадок. Эту работу комитет проводит совместно с органами местного самоуправления в рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка». Сегодня в крае уже 228 ярмарочных площадок на 12 тысяч мест. За 5 месяцев текущего года в крае прошло около 6 тысяч ярмарочных мероприятий, где реализовано продукции на сумму почти 730 млн рублей.

 В середине мая стартовала акция «Овощи к подъезду». Она актуальна в период массового сбора урожая и его реализации. Всего в шаговой доступности от мест проживания граждан в 22 территориях края организовано 1500 площадок, в том числе для автолавок.

На «Неделе ритейла» представители некоторых регионов делились, что у них есть населенные пункты, где нет ни одного магазина. Только автолавки, которые приезжают по определенному графику. В нашем крае такой проблемы нет. У нас высокая предпринимательская активность и высокая конкуренция. Мы уступаем разве что в маркетинговой стратегии. Вот взять, к примеру, производство яиц. В крае этим занимается 4 предприятия. И при этом к нам везут яйца из других регионов – более 200 млн штук. Интересуемся, почему в сетях мало наших производителей этой продукции, и знаете, в чем причина? В упаковке. Еще пример. У нас при розливе минеральной воды используют привозную стеклобутылку – покупают во Франции. И в этом плане нашему краю еще есть над чем работать.

– Денис Владимирович, не могу не спросить, что за проекты с красивыми картинками лежат у вас на столе? Расскажите, если не секрет.

– Это новые проекты современных торговых комплексов, строительство которых начнется в Ставрополе. Один из них – дисконт-центр нового формата площадью
15 000 квадратных метров в микрорайоне «Перспективный», второй – крупнейший в Ставропольском крае досугово-развлекательный центр площадью 36 000 квадратных метров на территории рынка «Брусневский». Оба – уникальные проекты. В обоих комплексах на первых этажах разместятся современные фермерские рынки. Для нас это еще один шаг по развитию многоформатной торговли и продвижению продукции ставропольских производителей.

 

потребительского рынка», «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, региональная программа