Ученые ставят новые задачи в теме сохранения наследия Якова Абрамова

Ольга Метёлкина

В год 110-й годовщины со дня смерти выдающегося российского писателя, публициста, философа, общественного деятеля Якова Васильевича Абрамова в Ставрополе прошли VIII научные Абрамовские чтения

Газета «Вечерний Ставрополь» сообщала об этом. Сегодня о том, насколько актуальны изучение и популяризация наследия нашего земляка, на страницах «Вечёрки» размышляет доктор филологических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета, член Союза российских писателей Вячеслав Михайлович Головко.

- VIII научные Абрамовские чтения занимают особое место в истории реализации этого крупного регионального и российского проекта. Наверное, впервые ставропольцы оценили масштабы личности Якова Абрамова, в полной мере осознали, насколько крупной фигурой в гражданской истории России, в истории культуры России он был.

Впервые в Абрамовских чтениях приняли участие крупнейшие ученые нашей страны, специалисты в истории русского народничества. В современной науке прослеживаются серьезные тенденции коренного пересмотра истории русского народничества, за которыми не успевают учебники. Наука в этом отношении продвинулась серьезно вперед. Изменилась сама парадигма знания, понимания роли народничества в истории нашей страны. Объективно и достоверно исследуется роль культурного, реформаторского, легального народничества.

Почему же для нас это очень важно сегодня? Дело в том, что Яков Абрамов, который как мыслитель, социолог, писатель анализировал процессы, происходящие в современной ему России, оказался созвучным нашему времени. Потому что мы сегодня находимся в социально-исторической ситуации, весьма похожей на ту, которая складывалась в России в период первоначального капиталистического накопления. А в силу этого все нравственные вопросы, связанные с определенной системой ценностей, духовной стороной жизни, стали приобретать актуальное звучание. Абрамов был объективным летописцем своей эпохи. Он очень глубоко показывал внутренние исторические закономерности, которые привели к последствиям реформы 1861 года, когда деградировала деревня и старые нравственные устои, разрушалась семья, усиливалась власть денег, когда торгашеский дух и потребительство стали нормой жизни. Всё это сегодня звучит очень актуально в плане осмысления происходящих процессов.

Абрамов не просто это описывал и анализировал социальную ситуацию в своей публицистике, он предлагал определенные пути выхода из неё. В отличие от других бытописателей, тех, кто не видел за отдельными фактами глубинных закономерностей, он как писатель-мыслитель смог увидеть даже в самых обычных, реальных обстоятельствах ставропольской жизни проявления общих процессов: не только признаки разложения старого крестьянского мира, патриархальных отношений, но и установление господства кулаков, мироедов, формирующийся строй, основанный на социальной несправедливости, на резком имущественном и классовом расслоении. Абрамов был прозаиком, способным на значительные художественно-социологические обобщения. Мы рассматриваем его сегодня как писателя социологического течения русского классического реализма.

Выступления на Абрамовских чтениях руководителя московской научной школы по истории русского народничества Василия Васильевича Зверева и руководителя воронежской школы по историю русского народничества Геннадия Николаевича Мокшина показали, насколько значима была деятельность Я. Абрамова для России, для Северного Кавказа, для Ставрополья.

Чтения не могли охватить всю проблематику литературной, общественной деятельности Якова Абрамова. Он был очень разносторонним и невероятно талантливым человеком, он внёс свой вклад буквально во все сферы российской жизни: в экономику, культуру, образование, библиотечное дело, просвещение, юриспруденцию, статистику и т.д. Требуются очень большие усилия, для того чтобы осветить все стороны многогранной деятельности Якова Васильевича Абрамова. Ценно то, что этот процесс не просто начался, а развивается очень интенсивно. Сегодня по Абрамову защищаются диссертации в Москве, в Воронеже, в Ставрополе. Его изучают в разных городах. Профессор О.А. Павлова из Краснодара представила на VIII Абрамовские чтения замечательную работу, в которой она показывает, как Абрамов добивался открытия женского медицинского института.

Яков Абрамов оказал очень сильное влияние на развитие нашей литературы. Я как исследователь увидел у него невероятную силу обобщения. И что любопытно, обнаружил в произведениях этого писателя структурные художественные формы, которые стали весьма распространенными в литературе постмодернизма в лучших его проявлениях. Казалось бы, откуда у писателя-народника такая поэтика, которая станет популярной в мировой литературе конца XX века?! В силу своей способности подниматься на высокий уровень обобщения он открывал новые художественные формы, ему нужен был новый язык. Он предчувствовал перспективы развития литературы не только отечественной, но и мировой.

На VIII Абрамовских чтениях состоялась презентация факсимильного издания первой книги Я. Абрамова «В поисках за правдой». Оригинал издания сохранился в единственном экземпляре и находится в отделе редкой книги Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. «В поисках за правдой» - это своеобразный артефакт, памятник культуры и истории. Её обязательно надо переиздать, снабдив соответствующими комментариями.

Доклады ведущих ученых-историков на конференции показали, насколько многозначна, многосложна публицистика Я. Абрамова. Г.Н. Мокшин выступил с идеей переиздать отдельной книгой все публицистические статьи Абрамова, опубликованные в газете «Неделя». Именно с её страниц писатель обращался к демократически настроенной интеллигенции, к молодежи с призывом идти в народ на «великую культурную работу».

Проблемы, которые обозначили VIII научные Абрамовские чтения, действительно становятся для нас той реальностью, с которой мы просто обязаны считаться. Сегодня правительство Ставропольского края уделяет значительное внимание проблемам культурно-исторического наследия нашего региона и города, в том числе актуализации наследия Якова Абрамова. И всё же, когда я проводил экскурсию для участников конференции по абрамовским местам в Ставрополе, я не мог им показать ни одного памятного знака, который бы хоть как-то говорил о том, что здесь жил выдающийся писатель, общественный деятель, историческая личность такого крупного масштаба.

Недавно состоялась встреча писательской общественности с администрацией города Ставрополя. В городскую Думу передан пакет документов с конкретными предложениями об увековечении памяти Я. Абрамова в Ставрополе. Необходимо установить памятные знаки, назвать его именем улицу в Ставрополе, заняться изучением и популяризацией творчества знаменитого просветителя. Большая группа интеллигенции выступила с ходатайством о присвоении Якову Васильевичу Абрамову звания «Почетный гражданин города Ставрополя». Такое решение было принято в 1909 году, но в силу разного рода процессов, начавшихся в России, его просто не смогли реализовать. Мы должны восстановить справедливость.

Кроме того, необходимо создать комиссию по литературному наследию Я. Абрамова при правительстве СК, министерстве культуры края, в которую бы вошли представители нашей научной и культурной общественности. Тогда можно было бы планировать издание собрания сочинений и писем Я. Абрамова.

Яков Абрамов - крупный исторический деятель. Его наследие изучают не только филологи, но также историки, социологи, философы, историки журналистики, и понятно, что нужен музей Якова Абрамова. Во время встречи в администрации, по сути, этот вопрос был решен, внесены пункты в программу нашей культурной работы в городе. Я поддерживаю инициативу заместителя главы администрации города Татьяны Викторовны Середа, которая предложила открыть этот музей во Дворце детского творчества, где можно будет вести работу по краеведению, по региональному литературному компоненту. Открыв музей Абрамова, мы одновременно сможем приобщать школьников к художественному наследию М. Салтыкова-Щедрина, который очень высоко ценил Я. Абрамова и лично пригласил его в журнал «Отечественные записки». Абрамов был связан со многими писателями-классиками своего времени, со всеми крупными деятелями русского народничества, с выдающимися культурными деятелями России, учеными, просветителями той эпохи. На базе музея Абрамова одновременно начнется серьезное изучение многих других аспектов истории нашей культуры. Иначе говоря, если мы будем использовать свой потенциал, то сможем решить целый ряд воспитательных, образовательных, исследовательских задач, активно содействовать формированию российской идентичности подрастающего поколения. Наследие Якова Абрамова предоставляет для этого очень большие возможности.

Ставрополь, писатель