Умри, пока ты жив!

Василий Скакун

Умри, пока ты жив!

В то время как я думал, что учился жить, я учился умирать.

Леонардо да Винчи

Читая воспоминания о Второй мировой войне, каждый из нас непременно удивлялся реальным фактам, когда некоторые наши солдаты вели себя на поле боя так, как будто они были заговорены от смерти. Вокруг них все взрывалось, летали осколки, а они, как бы не замечая всей этой пляски смерти, делали свое дело: либо тянули связь к командному пункту, либо, поднявшись из окопа, с биноклем в руках засекали месторасположение вражеских батарей и т.п. Это те Василии Теркины, которых так талантливо запечатлел для истории поэт А. Твардовский и которым на самом деле море было по колено. Да и в Афгане, и в Чечне был такой народ, которых непременно миновала и снайперская пуля, и кинжал моджахеда – этакие бесстрашные оторвилы. 
Почему так много потерь всегда сопровождают молодых солдат на поле боя? Не только по причине недостаточности опыта ведения боевых действий, но и в том, что наверняка более важно – это преодоление страха смерти. Есть такая необъяснимая закономерность: чем меньше ты ее боишься, тем в большей степени ты защищен от ранений и пуль неприятеля. А так называемые отъявленные головорезы, по словам В.Высоцкого, которым на все наплевать, вообще были неистребимы. Помните, как во время войны немцы больше всего боялись морских пехотинцев (морпехов), называя их «Schwarztot» - черная смерть.
В произведении Вл. Гнеушева «Тайна Марухского ледника», повествующем о событиях военного времени в горах Кавказа, есть описание того, как группа советских бойцов, которым необходимо было завладеть господствующей высотой, занятой немецкими альпинистами из группы «Эдельвейс» и реальный подход к которой оставался только через отвесный скальный участок, штурмовать который можно было только ночью, договорились о том, что, если кто будет срываться со стены (а это неминуемая смерть), обязан падать без криков о помощи и вообще умирать, сохраняя полное молчание. И несколько человек из этой штурмовой группы (трое бойцов) свято выполнили свой долг перед товарищами, сорвавшись со скалы и погибнув беззвучно, чем обеспечили успех операции. Как понимать все это безумное бесстрашие? Мудрые говорили, что душа обладает некой особой стойкостью и что это несравненный дар, воплощенный только в тех людей, которые поистине осознали свое духовное бессмертие.
Что это - мистика или реальность? О таких говорят, что они родились в рубашке. Давайте вместе попытаемся разобраться в этих защитных «рубашках».
У великого китайского мыслителя Лао Цзы (V век до н. э.) есть стих, в котором он говорит о том, что треть всех людей является последователями жизни. Это та категория народа, быт которых наполнен всякого рода трудами: в огороде, в поле, по дому, на производстве. И все их мысли преимущественно вертятся вокруг тех дел, в которых они и живут. Вторая треть – последователи смерти. Это те, и их достаточное количество, у которых мысли о конце собственной жизни являются превалирующими. Они чуть ли не каждый день хоронят себя в мыслях, содрогаясь от страха, готовят одежды и прочие атрибуты. И этот настрой не позволяет им полноценно жить.
Еще одна треть – это те (незнамо чем занимающиеся), кто просто проходит между жизнью и смертью. И таких мы тоже навидались на своем веку, цель жизни которых как бы протянуть время с утра до вечера, толком не приложив ни к чему руки.
И все эти люди (всех трех категорий) непременно испытывают на себе тяжести бытия, со всеми его проблемами, неудачами, смятениями, страхами и переживаниями. Почему это так (спрашивает и отвечает Лао Цзы). Потому что они хватаются за жизнь и цепляются за этот проходящий мир.
Но есть малая горстка людей, для которых как будто нет всего того, что портит жизнь другим (тем, которым), как будто все ангелы-хранители спустились с небес и охраняют их от всевозможных напастей. Их не имеет права тронуть пуля, им не гореть в пожарах, им не попадать в катастрофы, не тонуть и не быть повешенными, и все зло мира не способно одолеть их.
Почему это так (продолжает великий мудрец). Потому что они находятся в том месте, «…куда смерть не может войти». И он же поясняет в своем стихе: 
Но есть один из этого десятка, 
который не боится ни носорога, ни тигра. 
На поле брани оружие не ранит его. 
Носорожий рог не может проколоть его. 
А тигр не может вонзить свои когти. 
А воины не могут вонзить свои копья.
Осознайте эту сущность
И вы увидите край без пределов.
В этом стихе Лао Цзы просит нас изменить свой взгляд на собственную смерть. Истина учит, что смерть лишь неизвестная нам тайна жизни, с которой не нужно осознанно бороться или бояться ее. Ибо все же существует «место, куда смерть не может войти».
Если мы рассматриваем себя исключительно как физическое существо, то мы автоматически относимся к тем 90 процентам населения (думается, что в современно мире их все же 99), о которых говорится в том стихе, как о «последователях жизни», «последователях смерти» или просто «переходящих от жизни к смерти». Но здесь же призывают стремиться к тем мизерным процентам, для которых мысли о смерти не захватывают их сердце или жизнь как таковую. Изменив взгляд на смерть, мы займем место именно в этой избранной группе. И тогда нам позволительно узнать, что значит жить на активной стороне вечности, зная о себе как о духовном существе, только временно находящемся в материальном обличье, а не наоборот.
В этой области мы будем (можем быть) свободными от страха и угрожающих событий. Мы будем знать (можем знать) о своей связи с Истиной, которая позволяет нам двигаться по жизни так же, как бесстрашный горнолыжник скользит по заснеженному склону горы, чувствуя себя с ним единым целым. Не прибегая к осуждениям, мы заметим (можем замечать) других, которые постоянно становятся жертвами жуликов, бюрократов, просто равнодушных, природных катастроф, преступников и т.д. В глубине себя осознавая безграничную сущность, которая сконцентрирована на Истине, вы вероятно просто не станете ассоциировать себя с жертвой и легко будете справляться с теми ситуациями, в которых другие могут надолго увязнуть. Другими словами говоря, когда вы знаете о своей бесконечной природе и живете каждый день с осознанием этого, тогда не будет места внутри вас, куда бы могла проникнуть смерть. Если даже зло делает попытку причинить вам вред, оно не найдет места, куда вонзить свои когти.
С таким взглядом на жизнь вы будете способны очистить ваше внутреннее поле битвы от армии мнений и убеждений, постоянно пытающихся наступать и нападать на вашу внутреннюю сущность. Страх и ужас есть оружие, которое не может угрожать или ранить вас. Даже природные элементы, которые символизируют клыки носорога и когти тигра, не могут причинить вам вреда, поскольку они упираются и впиваются туда, где нет плоти и поэтому не причиняют боль.
Когда вы познаете свою бессмертность через поток Истины, вам не потребуется даже определять это как некое мировое понятие некой формальной религии. Ибо Истину, как и Солнце, невозможно поделить на мое и твое, на наше и ваше. И когда придет время для вас снять поношенное пальто, которое называется вашим телом, «вы увидите край без пределов», как говорит Лао Цзы.
(Использованы материалы У. Дайера)