Управляющий совет – лицо современной школы

 

 

Последнее время во всех районах края начали функционировать управляющие советы при школах, которые созданы по инициативе президентской программы «Наша новая школа». Наибольшего успеха в этой области добились Минераловодский и Буденновский районы Ставрополья. Но роль самих управляющих советов будет заметна только тогда, когда они начнут работать на полную мощность - повсеместно.

 

Что же такое «управляющий совет»? Прежде всего это - коллегиальный орган, одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Если образовательным учреждением управляют только представители официальной «властной вертикали», то характер управления такой школой можно назвать государственным. Но когда к управлению начинают приобщаться представители общественности (прежде всего родители), такое управление начинает носить государственно-общественный характер. 

В отличие от органов внутришкольного самоуправления, управляющий совет обладает возможностью влиять на положение дел, принимать важные и ответственные управленческие решения.

Родители далеко не всегда удовлетворены тем, как функционирует школа, но тем не менее повлиять на ее работу не могут. А управляющий совет представляет им такую возможность. 

В Ставрополе пока только один действующий управляющий совет, функционирующий в МОУ СОШ № 1.

 И, несмотря на то, что работает он недолго, можно заметить: это совсем не бесполезная задумка. Совет состоит из 25 человек, среди которых девять – родители (не работающие в этой школе). Пять – работники школы, включая директора, четверо – ученики (представители 9-х, 10-х, 11-х классов и президент школьного самоуправления), представитель учредителя. Последних шестерых членов совета выбирают непосредственно его участники. Для этого составляется два списка: один – участниками образовательного процесса (трех человек предлагает начальная школа, трех – средняя), другой – учредителем. Ученики, родители и кооптируемые члены управляющего совета выбираются сроком на один год, а остальные – на два года.

Среди основных функций управляющего совета можно выделить следующие: составление образовательной программы, привлечение внебюджетных средств путем предоставления дополнительных образовательных услуг, работа над стратегией (программой) развития школы.

Управляющий совет помогает избавиться от поэтапности в работе. Например, чтобы составить стратегию развития школы, нужно ее согласовать с учениками, педагогами, учредителем. Это требует времени. А в управляющем совете все эти люди уже присутствуют. Поэтому самое главное – чтобы выборы прошли честно. Ведь каждый должен быть уверен, что проблемы школы решают достойные люди! 

Все это означает: управляющий совет необходим, чтобы в первую очередь получить более или менее объективное мнение по той или иной проблеме — со стороны учеников, педагогов, родителей, представителя учредителя и общественности. Сейчас именно привлечение общественности является главной задачей. Ведь люди пока мало что знают о создании таких органов управления. Так что теперь, если вы – человек, заинтересованный в успешной работе школы, можете поспешить предложить свою кандидатуру в любом общеобразовательном учреждении. Представитель общественности видит все другими глазами и может подсказать правильное решение.

Жанна КУДУКОВА