В этом году исполнилось 25 лет со дня возрождения казачьей организации в городе Ставрополе

.

Об истории ее становления и сегодняшнем дне нам рассказал Александр Печников, атаман Ставропольского городского казачьего общества СОКО ТВКО

Ставропольское городское казачье общество
Ставропольское городское казачье общество

– Прежде всего, хочу отметить, что в 1777 году именно казаками-хоперцами вместе с солдатами Владимиро-Драгунского полка была основана Ставропольская крепость, ставшая впоследствии городом. Так что казаки здесь были с момента основания. А по большому счету, старшинство Терского войска, к которому мы сегодня принадлежим, ведется с 1577 года, то есть на двести лет раньше основания самой крепости.

Атаман Александр Печников
Атаман Александр Печников

Судьба казачья всегда была непростой, а особые испытания на долю наших предков выпали в послереволюционное время. Этот период мы называем расказачиванием. Репрессии в отношении казаков были официально признаны, и 25 лет назад, 26 апреля 1991 г., в РСФСР был принят Закон № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов», который был распространен и на казаков.
Именно в это время группа энтузиастов решила возродить казачью организацию в городе Ставрополе. Был создан оргкомитет, в который вошли Витислав Ходарев, Виктор Есаулов, Юрий Звягин, Анатолий Смольняков и другие.

Старики рассказывали, что собираться поначалу было негде, своего помещения не было. Встречались в парке, в рабочих кабинетах, у кого они были. На общие собрания приходило до полутора тысяч человек. Написали Устав, провели первый круг, на котором атаманом избрали Виктора Алексеевича Есаулова, освятили знамя в Крестовоздвиженском храме.

Период становления городской казачьей организации был непростым. Организация меняла свое название, реорганизовывалась, переизбирались атаманы. Были и достижения, и неудачи. Главной заботой было возрождение казачьих традиций, желание жить по ним в современных обстоятельствах. Большое внимание уделяли безопасности из-за проходящих локальных конфликтов на Кавказе и в стране. Участвовали казаки города в событиях в Приднестровье, Абхазии, Чечне. Активно включились в работу во всех сферах жизни города. Обо всем этом написано в книге об истории Ставропольского городского казачества, которую по воспоминаниям стариков, документам написала Ирина Щербакова, главный редактор газеты «Казачий Терек». Работа над ней завершается, будем искать возможность эту книгу издать.

– А чем живет городское казачье общество сегодня?

– Сегодня на учете в нашем обществе состоит 300 казаков. Для оперативного управления общиной общество разбито на сотни. Структура городского казачьего общества отражает основные направления нашей работы.

Большое внимание уделяем казачьему образованию детей. Несколько лет назад в городе был всего один класс казачьей направленности. Сегодня при поддержке городских властей их уже 14. Есть казачьи группы и в детских садах № 8, 14, 53. Возглавляет эту работу в нашей общине Ирина Иванова.

По сути, казаки – служилые люди, и мы стараемся держать себя в форме и постоянной готовности. Для этого у нас создана походная служба, которую возглавляет подъесаул Сергей Мохов. Эта служба организует полевые выходы, стрельбы, военно-патриотические соревнования, даже учения по оперативному сбору казаков на случай нештатных ситуаций. Работает свой пейнт-больный клуб «Терек».
Очень тесные связи у нас с Русской Православной Церковью. Ни одно мероприятие Ставропольского благочиния не обходится без казаков. Это не только участие в службах, но и охрана общественного порядка при проведении религиозных праздников, встреч святынь, прибывающих в город. Наши сотни прикреплены к храмам по месту проживания казаков. За организацию различных церковных мероприятий и паломнических поездок отвечает казак Дмитрий Тетеря.

Особое внимание уделяется возрождению и сохранению наших казачьих традиций. Именно в нашей общине впервые в крае были возрождены и проведены такие традиционные казачьи соревнования, как шермиции – «ученье оборотам казачьей службы, состязания и упражнения конного и пешего характера, коллективного и индивидуального действия, с оружием и без оного». Они очень важны для воспитания казачьего духа, формируют воинственный тип личности, готовой на схватку, на состязание за право первенства.

Очень интересны и другие наши традиционные мероприятия. «Посажение на коня» – это посвящение маленьких мальчиков в казачата, где их сажают на коня и с молитвами, песнями проводят по кругу. Если удержался в седле, то считается, что уже растет не просто мальчик, а казачок. «Отцова каша» – здесь маленькие девочки готовят кашу и нещадно ее перчат и солят. А папа должен ее съесть и нахваливать. Таким образом, он принимает на себя всю горечь и соль будущей жизни дочки. Проводим много интересных мероприятий – пускание кораблика на праздник Святой Троицы, соревнования по рубке шашкой, конкурсы на лучшую казачью уху. Празднуем День казачки, День Терского войска, окончание учебного года в казачьих классах. Проводим масленичные и рождественские гулянья, атаманские елки. Причем подарки покупаем не только для детей казаков, но и для внуков и младших братиков и сестер. Вместе отмечаем рождение детей в казачьих семьях, казачьи свадьбы.

Есть в календаре наших мероприятий и печальные даты, такие как годовщина принятия в 1919 году Оргбюро ЦК РКП(б) директивы о расказачивании, поминовение невинно убиенных в 1920 году терских казаков под Бесланом. Вместе хороним уходящих от нас стариков.

Все проводимые нами мероприятия позволяют формировать нашу организацию по общинному принципу, как большую и дружную семью. На наши праздники и мероприятия приходят все – бабушки, дедушки, жены с детьми, ближние и дальние родственники казаков.

– Изучение своей истории, соблюдение традиций и обычаев, реконструкция каких-то давно прошедших событий – не ведет ли это к трансформации вашего общества в подобие некоего культурно-исторического клуба?

– Деятельность культурно-исторических клубов ограничивается только изучением истории и реконструкцией каких-то событий, мало имеющих связи с сегодняшней повседневной жизнью. А мы стараемся, чтобы наша повседневная жизнь была пропитана казачьим духом и смыслом, образом жизни, сутью во всем, что бы мы ни делали.

Да и изучение наших традиций, и их сохранение не единственный вид нашей деятельности.

Мы несем службу по охране общественного порядка на территории города. Действует казачья дружина в составе 70 казаков, возглавляет которую подъесаул Сергей Мохов.

В нашей среде иной раз и поднимается вопрос, что выполнять полицейские функции казакам не пристало, мол, наше дело война. Но ведь ее на нашей территории, слава Богу, нет. Да и современные методы ведения войны требуют специальной квалификации, высокотехнологичной военной техники. Поэтому наш фронт, наша служба в современных условиях – это поддержание общественного порядка в городе. Это очень большое подспорье для полиции, и ничего зазорного мы в этом не видим. Да и попасть в нашу дружину даже казаку очень непросто, только по рекомендации общины, утверждаемой на правлении общества. Есть очередь, которую можно ждать и больше года, проводим ротацию кадров, строго спрашиваем за несение службы. Если что – можем и выгнать, и выпороть. Не уверен, что в простой народной дружине такой же подход.

– Всякая деятельность предполагает наличие людского, финансового и материального ресурса. С людьми мне понятно, а вот кто финансирует вашу деятельность?

– У нас заключено соглашение с администрацией города о сотрудничестве, в соответствии с которым мы несем службу по охране общественного порядка, занимаемся воспитанием детей, возрождением культуры, экологическими акциями, правоохранительной деятельностью и многим другим. Ведем общественно полезную работу, которая необходима городу и ее жителям. В ответ город нам выделил помещения под нашу дружину, работу штаба, автотранспорт. Прямого финансирования как такового нет и на ставках за счет бюджета города у нас тоже никого нет. Всю работу члены казачьего общества ведут на добровольных, общественных началах. А финансирование казачьего компонента в общеобразовательных школах, содержание муниципальных казачьих ансамблей, культурно-досуговых и спортивных мероприятий с казачьей темой осуществляется по планам администрации города и через его структурные подразделения. К их организации привлекают не только нашу казачью общину, но и другие казачьи организации, работающие в городе.

На свои собственные мероприятия мы зарабатываем деньги, участвуя во всевозможных конкурсах и грантах. Вкладываем в проведение мероприятий и то, что удается заработать на охране объектов и организации мероприятий. В городе сельским хозяйством заниматься сложно, но если появится земля, которую можно будет обрабатывать, сделаем это не хуже всех остальных.

Александр ЯКУШЕВ

казачество, атаман, интервью, казаки