В память о Каширине Валерии Ивановиче

.

Как быстро летит время! Два года назад научное сообщество, родные и близкие потеряли Валерия Ивановича Каширина (21.10.1941 – 08.02.2020), доктора философских наук, профессора, академика Международной академии наук педагогического образования, ученого и наставника. В список его научных работ входят более 220 наиболее значимых научных статей, опубликованных преимущественно в постсоветский период в научных сборниках, журналах, материалах международных, всероссийских конференций, конгрессов и съездов научных сообществ, отражающих новые оригинальные концепты, а также стрежневые проблемы всей научной деятельности – социального самосознания и социального времяведения - применительно к молодежи, к международным, всероссийским, макрорегиональным и региональным сообществам и социальным структурам – политическим, экономическим, этническим и т. п. Им опубликовано шесть монографий.

Мыслил планетарными масштабами

Валерий Иванович Каширин начиная с двухтысячных годов развивал и рассматривал проблему планетарного самосознания, в своих трудах модифицировал и конкретизировал эти понятия в контексте социального времяведения. С этих позиций трактовались и все процессы глобализации, универсализации и гуманизации образования.

Особое место он отводил междисциплинарности научных исследований и образования. Их он тоже рассматривал в контексте социального времяведения, понимая их как комплексное метаобразование. Параллельно с проблемой метаобразования Валерий Иванович разрабатывал еще два направления в рамках социального времяведения: российскую цивилизацию на Северном Кавказе как синергетическую модель современного развития и диагноз времени - как проблему социальной теории и практики. В рамках этих направлений опубликованы статьи и выступления на философских конгрессах и конференциях.

Развивая первое направление – изучение России как страны-цивилизации, в своих статьях и книгах Валерий Иванович все больше внимания уделял проблемам молодежи, ее патриотизму. Валерием Кашириным были разработаны новые оригинальные концепты, которые для современной науки и философии имеют актуальное значение: речь идет, к примеру, о духовно-нравственном иммунитете молодежи с точки зрения российского патриотизма, о концепте ноосферного патриотизма и гуманитарной кризисологии. В рамках гуманитарной кризисологии разрабатывался новый концепт молодежной экстремологии.

Работа над направлением «Диагноз времени как проблема социальной теории и практики» велась на стыке конфликтологии, инноватики, синергетики и философии культуры, что позволило Каширину разработать оригинальный концепт конфликтологической дисперсности региона и макрорегиона.

 

Поиск, память, правда, истина — наше прошлое, настоящее и будущее

Валерий Иванович Каширин более 50 лет отдавал свои знания и талант развитию философии, российской науки и образованию.

Его философские размышления – это был всегда поиск. Поиск загадок на пути к истине и правде. Путь к истине, как известно, лежит через науку, поэтому истина всегда научно-философская, объект-субъектная. А путь к правде проходит через общение. Поэтому правда всегда коммуникативна, то есть субъект-субъектная. Ее поиск всегда событие, поиск истины, он всегда управляем посредством коммуникативного времени, научно-философской истины, коммуникативной правды и памяти – вот о чем в последние годы писал Валерий Иванович.

Память – это и есть тот волшебный механизм публичной коммуникации, который создан природой для накопления прошлого, для его сравнения с происходящим и ради проектирования будущего. Валерий Иванович был убежден, что именно поэтому создаваемый в памяти образ человека, природы и всего окружающего нас мира был, есть и всегда будет проецирован в настоящем и в будущем.

Идеи и взгляды В. И. Каширина продолжают жить в научном и философском мире. Их проводником является его дочь - доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета Ольга Валерьевна Каширина.

Вера ЛЕЗИНА.

Фото предоставлено семьей В. И. Каширина.

Гуманитарный институт СКФУ, День российской науки, проблема планетарного самосознания