В Ставрополе прошли седьмые научные Абрамовские чтения

.

Совместный проект библиотеки и Северо-Кавказского федерального университета был реализован в дни празднования 85-летнего юбилея СКФУ

Замминистра культуры СК Галина Павлова и профессор Вячеслав Головко. Маргариты ВОРОНОВОЙ
Замминистра культуры СК Галина Павлова и профессор Вячеслав Головко. Маргариты ВОРОНОВОЙ

В Ставропольской краевой научной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошли седьмые научные Абрамовские чтения, посвященные выдающемуся общественно-литературному деятелю 1880 – начала 1900-х годов, мыслителю, просветителю, прозаику, публицисту, литературному критику и журналисту Якову Васильевичу Абрамову.

Открывая конференцию, её организатор и вдохновитель заслуженный профессор СКФУ, доктор филологических наук, член Союза российских писателей В. М. Головко особо подчеркнул, что идейное и культурное наследие великого ставропольца ныне широко изучается не только на «малой родине» Я. В. Абрамова, но и во многих других регионах и крупных научных центрах России. В своём приветственном слове первый заместитель министра культуры Ставропольского края Г. Н. Павлова отметила, что в крае придаётся большое значение тому, чтобы это наследие органично вписалось в современный социокультурный процесс.

Яков Васильевич Абрамов – особая фигура в русской истории и литературе. Его имя, долгое время остававшееся незаслуженно забытым, лишь недавно получило широкую известность. Он был мыслителем, интересовавшимся широким кругом социальных проблем, вопросами народной жизни, культуры, образования, библиотечного дела, экономики, производства, сельского хозяйства и многими другими. Как «властитель дум» целого поколения русской интеллигенции, думавшей о народных нуждах и интересах, Я. В. Абрамов был широко известен в России последних десятилетий XIX века. Его творчество высоко ценили такие маститые писатели, как И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Гаршин, Н. К. Михайловский и другие.

Родился Яков Васильевич Абрамов в Ставрополе в 1857 году, учился в Ставропольской (Кавказской) православной духовной семинарии, в 1877 году поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Однако Абрамова отчислили из академии и выслали обратно в Ставрополь из-за его «радикальных», по мнению властей, взглядов. В Санкт-Петербург будущий писатель смог возвратиться только в 1880 году, и именно там началась его активная литературная деятельность.

Маргариты ВОРОНОВОЙ
Маргариты ВОРОНОВОЙ

Во время второй революционной ситуации 1879 - 1881 годов в Петербурге обострились противоречия, связанные с крахом революционного народничества. Эти настроения захватили молодого Абрамова, и в 1880-1890-х годах, когда формировалась идеология легального народничества, он стал виднейшим теоретиком «культурнического» течения - одного из самых влиятельных в народническом движении. Я. В. Абрамов способствовал утверждению этики ненасилия, концепции мирного постепенного прогресса России. Его позиции не сводились к теории и практике «малых дел»: «работу в народе» он связывал с задачами изменения всего «строя общественных отношений» во имя торжества идеалов гуманизма и социальной справедливости.

Седьмые научные Абрамовские чтения проходили в формате всероссийской конференции. В докладе профессора В. М. Головко были сформулированы основные задачи по актуализации культурно-исторического наследия Я. В. Абрамова, по изучению его масштабной просветительской деятельности, литературного творчества, его философско-социологических идей в аспекте их востребованности нашим временем. Доктор исторических наук профессор Воронежского госуниверситета Г. Н. Мокшин, широко известный своими работами по истории легального народничества, поставил вопрос о несостоятельности «мифа» об Абрамове как создателе «теории малых дел», привлёк внимание к проблемам научной объективности при изучении мировоззрения и социальных позиций знаменитого ставропольца. В ходе чтений рассматривались и другие важные проблемы общественной и культуротворческой деятельности Я. В. Абрамова.

Творчество Абрамова отличается предельной правдивостью и автобиографичностью. Он не боялся писать о страшных вещах, о которых остальные предпочитали умалчивать, – о пьянстве, тотальной необразованности населения, о беспределе в чиновничьей среде, об эксплуататорской сущности кулаков и «мироедов». Глубокое знание положения русского крестьянства, жизни деревни, находящейся во власти «коммерсантов», могло быть получено лишь из личного опыта соприкосновения писателя с жизнью народа. Несомненным представляется тот факт, что работа Я. В. Абрамова в разных местах Ставропольской губернии дала тот богатый материал, на котором основывается все его творчество. Такие рассказы и повести, как «Бабушка-генеральша», «В степи», «Неожиданная встреча», «Корова», рисуют правдивую картину процесса разрушения старых патриархальных норм общественного быта и нравственности, обнищания и разорения крестьянства в пореформенные десятилетия. К теме русского сектантства Я. В. Абрамов не раз обращался во многих своих статьях, в таких рассказах, как «Среди сектантов», «Мещанский мыслитель», «Ищущий правды». Проблематика докладов и сообщений раздела конференции «Яков Абрамов глазами молодых» была разнообразной. С результатами своей работы выступили студенты-филологи 4-го курса Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета. Все они являются участниками студенческого объединения инновационных исследований «Poetica», научным руководителем которого является профессор В. М. Головко.

Екатерина СЕМИНОГИНА, Анастасия МИЩЕНКО

чтения, Абрамов, СКФУ