В Ставропольской государственной филармонии с огромным успехом выступили белгородские музыканты

.

Симфонический оркестр и Академический хор Белгородской государственной филармонии – постоянные участники гастрольных туров «Всероссийских филармонических сезонов» в уникальном проекте Министерства культуры РФ и Московской государственной академической филармонии.

Симфонический оркестр  и Академический хор  Белгородской государственной  филармонии на концерте  в Ставрополе
Симфонический оркестр и Академический хор Белгородской государственной филармонии на концерте в Ставрополе

В рамках этого проекта и состоялся гастрольный тур с участием белгородских музыкантов, проходивший в трёх культурных центрах Юга России – Ростове-на-Дону, Ставрополе и Краснодаре.

В Ставропольской государственной филармонии 9 февраля состоялось знаменательное культурное событие – встреча с ведущими творческими коллективами Белгородской государственной филармонии. В концерте приняли участие: Симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина, солист – заслуженный артист России Граф Муржа (скрипка, Москва) и Академический хор (главный дирижёр Елена Алексеева).

Высочайший профессиональный уровень маэстро-дирижера Рашита Нигаматуллина, исполнителей оркестра, хора с первых же звуков покорил аудиторию концертного зала Ставропольской филармонии. Гармония между исполнителями и слушателями с первых же минут создала необыкновенную одухотворенность, обеспечившую возможность прочувствовать тончайшие нюансы профессионального мастерства музыкантов. Движения дирижера были настолько пластичными, музыкально оправданными и осмысленными, что, казалось, сами звуки и интонации рождаются чудесным мановением его рук и от этого становятся волшебными.

Солист Граф Муржа  и дирижер Рашит Нигаматуллин
Солист Граф Муржа и дирижер Рашит Нигаматуллин

В первом отделении прозвучал известный Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Петра Чайковского, посвящённый выдающемуся скрипачу XIX века Адольфу Давидовичу Бродскому. Виртуозная игра солиста-скрипача Графа Муржа покорила слушателей тончайшей интонацией, широкой градацией смены нюансировки, чистотой виртуозных пассажей, проникновенностью кантилены. Каждая часть 3-частного концерта прерывалась взрывом аплодисментов, в нарушение всех традиций непрерывности звучания.

Во втором отделении концерта прозвучали знаменитые «Половецкие пляски» Александра Бородина из оперы «Князь Игорь», вокально-симфоническая «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова в 4 частях («Крестьянские ребята», «Ночь под Ивана Купала», «Поёт зима», «Молотьба»), и завершился концерт эпическим хором Михаила Глинки «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Необыкновенно живописно прозвучали «Половецкие пляски» Александра Бородина. Маэстро Рашиту Нигаматуллину удалось с невероятным мастерством создать яркие живописные образы ландшафта бескрайних степей и восточные колоритные интонации, воплотившиеся в удивительных по красоте ладо-гармоническом колорите и мелодичности в хоре и пляске половецких девушек. Хор и оркестр прозвучали настолько глубоко и динамично, что эти живые эмоции привели в восторг всю аудиторию.

Гармоничное созвучие академического хора с симфоническим оркестром воплотило яркое и самобытное вокально-симфоническое творчество Георгия Свиридова, в котором очень рельефно прорисованы сцены из народной крестьянской жизни в академическом музыкальном искусстве. И здесь мастерство дирижера обеспечило созвучие народной и академической музыки, и непростые по восприятию свиридовская гармония и язык стали близкими и понятными даже для музыкально неподготовленных слушателей.

Говоря о личности дирижёра Рашита Дихангреевича Нигаматуллина, прежде всего, я бы отметил его уникальную дирижёрскую технику, которая всецело подчинена самобытной интерпретации музыкальных шедевров. Подчиняя своей воле всех на сцене и в зале, маэстро мыслит глобально: в его интерпретациях ни одна интонация, ни один музыкальный фрагмент неслучайны, все сочленено в общую ткань произведений и сосредоточено на основной идее, что создает ощущение общей музыкальной картины. Дирижерский феномен маэстро характеризуется глубоким философским осмыслением музыкального содержания и, безусловно, виртуозным владением всем арсеналом технических средств выразительности и коммуникативного сотворчества дирижера с оркестром. Ощущение интонации, фактуры, динамики, агогики очень глубоко осмыслены в дирижерской интерпретации Рашита Нигаматуллина, и это безошибочно прочитывается в его жестах. Дирижируя все произведения наизусть (что очень большая редкость), он всецело поглощен музыкой, передачей композиторского замысла. И оркестранты буквально погружены в эту магию музыки, создаваемую здесь и сейчас. Внешне спокойная статика дирижера сосредотачивает в себе бурю эмоций – от едва заметных движений пальцев до широких по диапазону жестов, вызывающих ответную реакцию оркестра, от тончайшего пианиссимо до мощного фортиссимо.

Рашит Нигаматуллин, обладая феноменальной музыкальной памятью, создает за год более 40 концертных программ, при этом репертуарный диапазон огромен – от классики до современности. В репертуаре оркестра антологии симфонических произведений Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, Малера, Рихарда Штрауса, являющиеся главными показателями исполнительского уровня коллектива, его профессиональной состоятельности. И в этом огромная заслуга главного дирижёра, его талант, титанический и колоссальный труд, благодаря которому региональный Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии сегодня входит в десятку топовых оркестров России.

В связи с чем невольно возникают вопросы, как удалось в областном региональном центре создать такие мощные творческие коллективы, если учесть, что в Белгороде нет консерватории, которая могла бы обеспечивать коллективы профессиональными кадрами в сфере музыкального исполнительства. Мне рассказали, что при поддержке губернатора Белгородской области были созданы все условия, обеспечившие создание и дальнейшее развитие оркестра, со всей России на конкурсной основе были приглашены лучшие музыканты.

Ставропольские зрители восторженно принимали артистов из Белгорода
Ставропольские зрители восторженно принимали артистов из Белгорода

Выступление белгородских музыкантов на ставропольской сцене сопровождалось овациями слушателей. Конечно, все эти эмоции и чувства от встречи с живой русской классикой, известной широкому слушателю и исполненной мастерами высочайшего уровня, остаются надолго в сердце и памяти.

Говоря о концерте белгородских творческих коллективов в Ставропольской филармонии, я бы отнес его к чрезвычайно редким сегодня явлениям в музыкальной жизни современного исполнительского искусства России. И конечно, ставропольцы, уже высоко оценив мастерство артистов, с огромным удовольствием встретились бы вновь с творческими коллективами Белгородской государственной филармонии.

Анатолий ГРИГОРЬЕВ,

доктор культурологии, профессор,

заслуженный деятель искусств ЧР,

член Союза композиторов России,

заведующий кафедрой музыки

и социально-художественного образования

Ставропольского государственного

педагогического института.

Фото Ставропольской государственной филармонии

«Всероссийские филармонические сезоны», академический хор Белгородской государственной филармонии, симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии, культура