В танце с реальностью. Живопись

Олег Касатонов

 

 

В танце с реальностью. Живопись

В мире так много удивительного. Но с возрастом мы все меньше способны удивляться чему-то. Жизнь, как Пенелопа свое полотно, выплетает незатейливый повседневный узор бесконечных обязанностей, ожидаемых разговоров и встреч, более или менее предсказуемых событий. И когда в этой череде повседневности встречается вдруг что-то способное тебя удивить, даже изменить восприятие жизни - в этот момент привычный круг замыкается, приходит осознание того, что ты сталкиваешься с чудом. Вот оно, рядом, ты только сумей не пройти мимо – удивись.

Современная живопись очень многообразна. В сочетании опыта, накопленного тысячелетиями, традиционных материалов с современными живописными приемами, в  использовании разных техник и форм рождаются эклектичные полотна  - отражения окружающего нас мира. Но среди множества этих отражений внезапно встречаешь параллельный мир, существующий отдельно. И уже кажется, что это мы – слабое отражение другой реальности. Этот мир существует на картинах художника Владимира Ромохова.

Его путь в живопись не был традиционным. Как признает сам художник, груз академичных знаний, возможно, не позволил бы ему в полной мере выразить то наслаждение чистым цветом, которое является отличительной особенностью его полотен. Подаренный в детстве фотоаппарат стал началом постижения зрительных образов мира. Увлечение альпинизмом раздвинуло рамки бытового фото, и начался поиск гармонии и целостности в себе. 

Рассказывая о своих восхождениях, Владимир отводит увлечению фото довольно скромное место – все-таки основой самоопределения стали именно эти пути к вершинам. Пробовать себя в качестве художника он стал в возрасте 25 лет. И опять-таки живопись не  была самоцелью, скорее, попыткой выразить поиск духовного совершенства. Объединившись с друзьями, также пробующими свои силы в живописи, он арендовал мастерскую. Работая рядом с художниками, имеющими профессиональное художественное образование, Владимир очень многому научился, но при этом не переставал экспериментировать. Собственно, его художественный прием – это и есть эксперимент, и, как всякое открытие, он родился в результате мучительных поисков, но совершенно случайно.

- Стирая с холста очередной свой «шедевр», - с иронией говорит Владимир, - я неожиданно обнаружил, что этот небрежный мазок смешавшихся красок живет своей жизнью.

В танце с реальностью. Живопись

Этот момент стал рождением уникальной техники Ромохова. Накладывая цвета в их чистом нетронутом виде и работая не кистью, а только мастихином, Владимир добивается поразительно тонкой игры цветов. Первородная энергия цвета, сливаясь в немыслимых сочетаниях, рождает объем, свечение, вызывает множество иллюзий и ассоциаций. Заметив однажды это необыкновенное свойство цвета жить в игре мастихиновых мазков, художник экспериментировал с фактурами. Обычный холст не давал необходимой точности мазка, ювелирно тонких линий, прозрачности и света. 

- Холст дает много грязи, - поясняет Владимир, - он имеет фактуру, нужной гладкости добиться очень трудно. На холсте линии загрубляются, они неживые, в них нет прозрачности. Стал пробовать на мелованной гладкой бумаге. Тогда еще больших листов не было. Сейчас я работаю по пластику, а тогда его нельзя было достать. В 90-х годах,  если и выпускался, то совсем другого качества, с какими-то рисунками - для столовых, детских садов и т.д. Пробовал использовать эмалированные поверхности, но самой доступной была бумага. Начало этого периода как раз пришлось на перестройку, и везде за копейки продавались портреты Горбачева, членов политбюро на хорошей мелованной бумаге. Купил сто портретов Горбачева, стоило это копейки, тогда они уже никому не нужны были, а бумага хорошая. Так я оставил неизгладимый след в политике.

Но творческие поиски всегда были продолжением духовных. Использование различных психологических практик измененного сознания привносило в работу новую энергию обретаемой гармонии. Владимир много лет занимался ребёфингом – дыхательной практикой, помогающей расширить горизонты сознания. Именно эти занятия дали художнику гармонию и целостность восприятия мира.

- Правильная метафора жизни – это танец, - подводит итоги своих духовных поисков Владимир Ромохов. – Говоря о жизни, как об игре, мы программируем себя на несерьезность, эгоистичность. Определяя жизнь как школу, мы вгоняем себя в рамки ожидания результата, оценки нашей деятельности. А воспринимая жизнь как танец, мы позволяем себе наслаждаться жизнью и как процессом, и как результатом. Конечно, реальность давит на меня, но мы с ней пытаемся танцевать…