Валентина Новикова: «Государственный подход ­ образовательноМУ комплексу»

Валерий Манин

В минувшую пятницу в городском Дворце детского творчества прошла традиционная августовская конференция педагогических работников Ставрополя. В ней приняли участие первые лица города, руководители школ и дошкольных образовательных учреждений, более 2,5 тысячи педагогов, депутаты Госдумы края и городской Думы, работники министерства образования края, ректоры ведущих вузов, ученые, представители общественности. В рамках конференции прошла церемония награждения лучших педагогов и коллективов города, участники получили возможность познакомиться с современными методическими, нормативными и различными информационными материалами.

Учителя обсуждали ход реализации приоритетного национального проекта в области образования.

Перед началом конференции нашему корреспонденту удалось побеседовать с начальником управления образования администрации города Валентиной НОВИКОВОЙ.

­ Валентина Ивановна, чем отличается нынешняя конференция от тех, которые проводились в конце августа в предыдущие годы?

­ Наверное, темой. Мы сочли необходимым посмотреть, как вся наша работа «вписывается» в рамки приоритетного национального проекта в области образования. Это мы делаем впервые, но государственный подход к работе педагогов был всегда во главе наших начинаний. То есть на августовской конференции учителя, директора школ, руководство образования города традиционно обсуждает стратегические задачи на предстоящий учебный год, итожит прошедший, выставляет оценки…

Отрадно, что успехи образовательного комплекса города заметны на довольно высоком уровне: второй год подряд учителя Ставрополя занимают первую ступень пьедестала краевого этапа конкурса «Учитель года России». В этом году его победителем стала учитель русского языка и литературы лицея № 14 Л. П. Бутенко. Дважды учреждения общего образования нашего города были названы победителями краевого этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»: в 2005 году лицей № 14, в 2006­м – лицей № 10. Кроме того, 17 лучших учителей за высокое педагогическое мастерство получат в новом учебном году денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей…

­ Приоритетный нацпроект «Образование» ставит одну из главных целей: поднять престиж учительства…

­ Да, это так. Немаловажной в этом деле мы видим материальную составляющую: к примеру, с января этого года в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» 1333 классных руководителя общеобразовательных учреждений нашего города получают ежемесячное денежное вознаграждение – тысячу рублей. В ряде учреждений классных руководителей прибавилось, и все они с наступающего учебного года также получат денежное вознаграждение с компенсационной выплатой с 1 января 2006 года. Наши лучшие педагогические коллективы и учителя увеличат ресурсное финансовое обеспечение общеобразовательных учреждений более чем на 30 млн рублей. Конкурентоспособность наших лучших учреждений подтверждена жизнью и по достоинству оценена Правительством России: 8 образовательных учреждений города, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в новом учебном году получат денежные вознаграждения по одному миллиону рублей на укрепление учебно­материальной и информационной базы. И еще одна приятная новость: постановлением главы города учреждена именная премия главы города Д. Кузьмина лучшим учителям Ставрополя. В этом году ее получили восемь педагогов.

­ Информатизация образования – другая ключевая задача приоритетного нацпроекта…

­ Да, и в нашем городе в этом направлении уже многое сделано и будет делаться. Сейчас компьютерными классами с современным оборудованием, системными и прикладными программными продуктами, электронными изданиями учебного назначения оснащены все общеобразовательные учреждения Ставрополя, а в гимназиях № 3, 9, 12, 25, лицеях 5, 10, СОШ № 21, Центре образования оборудовано более двух кабинетов информатики. Во всех школах формируются медиатеки, а на базе гимназий № 12, 25, СОШ 21, лицея № 5 медиацентры ведут работу с прошлого учебного года. В прошлом году в рамках реализации проекта «Информатизация системы образования» все школы города получили мобильные персональные компьютеры, в прошлом году созданы 29 учебных лабораторий, оснащенных мультимедийным оборудованием, столько же подготовлены к началу учебного года, и уже с 1 сентября в более 20 школах занятия физикой, химией, биологией будут проводиться на современном информационно­техническом уровне. Для повышения качества образования в 15 школ поступили соответствующие современным требованиям, оборудованные кабинеты физики, биологии, химии, географии. Очень важно, что учителя наших школ практически готовы к работе в современных условиях: за три минувших года 40 процентов педагогов получили Интернет­образование, и оно продолжится на базе межшкольных методических центров.

­ Валентина Ивановна, прогресс в системе городского образования очевиден. А как обстоят дела с другими его составляющими – углубленным изучением некоторых предметов, предстоящим Единым госэкзаменом?

­ С начала нового учебного года во всех учреждениях повышенного уровня будут реализовываться программы углубленного изучения по 11 предметам учебного плана. Учащиеся отдают предпочтение математике и русскому языку, затем – биологии, информатике и иностранным языкам, физике, химии, истории и литературе. Меньше – физической культуре, технологии, географии и ОБЖ.

Что же касается ЕГЭ, то тут надо еще готовиться, и мы делаем упор на качество знаний. К примеру, репетиционный экзамен по русскому языку для учащихся 10­х классов показал, что уровень обученности по городу составил 76,8 процента, а качество – 42,3. Но эти проблемы мы видим и твердо знаем, как их решать. К примеру, в гимназии № 25 для преподавания русского языка в 10­11­х лингвистических классах введен учебно­методический комплекс А. Дейкиной и Т. Пахновой, который позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Здесь главное – мотивация: русский языку и литературу можно и должно изучать эмоционально. Кроме того, в 10­м классе вводится элективный курс «Культура речи»; в той же гимназии учащиеся лингвистического класса активно занимаются в секции «Русский язык» школы одаренных детей «Эрудит»…

Городской августовский педсовет определил рамки деятельности по реализации приоритетного нацпроекта «Образование»: качество знаний, воспитание конкурентоспособной, творческой личности, ставка на информационные и здоровьесберегающие технологии, на нравственное, высокодуховное воспитание. В. И. Новикова, как и многие педагоги, выступившие на августовской педконференции, поблагодарили администрацию г. Ставрополя, главу города, вице­мэра, депутатский корпус за серьезное внимание к проблемам образовательного комплекса: за материальную и моральную поддержку и помощь, понимание и деятельное участие во всех начинаниях педагогов. Без этого, подчеркнула В. И. Новикова, не было бы успехов в реальном воплощении ряда целевых программ в области образования – «Дети группы риска», «Одаренные дети», «Развитие дошкольного образования», «Организация здорового питания детей в образовательных учреждениях города». Валентина Ивановна отметила: приоритетный национальный проект ставит масштабные задачи, но Ставрополь, по сути, уже три года выполняет их – на локальном уровне.

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.