Вектор развития – на нравственность и патриотизм

Ольга Богатеева

Впервые за четыре года в Ставрополе очно прошёл Всероссийский образовательный форум

Масштабное мероприятие «Задаём вектор педагогического развития» 16-17 февраля принимало Президентское кадетское училище. Благодаря снятию антипандемийных ограничений в Ставрополе собрались коллеги из Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, Санкт-Петербургского «Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса Ростовской области и многочисленные участники из Ставрополя, Невинномысска, Буденновска и других городов края.

Кадет собрал спортивные ракеты
Ольга БогатееваКадет собрал спортивные ракеты

 

Вызовы современности

На открытии начальник СПКУ военный педагог Вячеслав Преснухин отметил, что многие образовательные учреждения Министерства обороны с интересом откликнулись на участие в форуме и предложили при обсуждении актуальных проблем свой опыт их решения в видеоформате. В оргкомитет поступили 52 выступления преподавателей, методистов из 17 довузовских общеобразовательных учреждений МО РФ, более стастатей и материалов для публикации в сборнике по итогам форума.

Ряд вопросов, связанных с дальнейшими перспективами образования, обсуждали на пленарном заседании и таких секциях, как «Педагогический форсайт», или Взгляд в будущее довузовского образования Министерства обороны России»; «Образовательные экосистемы: новая практика нового образования» и др. Вячеслав Валерьевич рассказал, что тематика связана с проблемами и опытом формирования научно-исследовательского и научно-технического мышления современной молодежи, что особенно актуально в последнее время и отвечает вызовам современности, возрождению и развитию научно-технического потенциала. Вопрос внедрения технологий электронного обучения и практики цифрового образования приобрел еще большее значение в условиях коронавирусной инфекции. Вместе с тем подняты проблемы более общего характера, такие как пути получения качественного образования, вопросы патриотического воспитания, развитие учебной мотивации, работа с обучающимися с повышенными образовательными потребностями.

Выступить пригласили коллег из вузов, с которыми давно и тесно сотрудничают в кадетском училище: Северо-Кавказского федерального университета и Ставропольского государственного педагогического института.

 

Вначале было слово

«И от того, как оно читается учениками, воспринимается, зависит качество образования в целом. Когда школы пытаются решить задачу формирования функциональной грамотности и ее первого компонента – читательской грамотности, компетентности, безусловно, это очень актуально», – отметил замначальника училища член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Сергей Степанов.

О своем видении нравственных ресурсов содержания образования и формирования личности рассказала профессор кафедры русской и зарубежной литературы Ставропольского педуниверситета Яна Погреб-
ная. Она отметила, что их во многом формируют у подростков такие предметы, как русская литература, история. Проблема связана с тем, каким интеллектуальным, духовным, нравственным потенциалом обладает известный всем школьный предмет. Доктор филологических наук обозначила особенности, присущие изучению дисциплины с точки зрения усвоения содержания и продуктивных знаний.

«Качества личности, перспективы духовного развития можно получить, изучая литературу как учебный предмет в общеобразовательной школе. Не нуждающиеся в доказательствах постулаты – русская литература бесконечно многообразна в создании концепции человека ищущего, развивающегося. Она способствует саморазвитию, самосовершенствованию школьника, – отметила Яна Всеволодовна. – Русская литература способствует формированию собственной гражданской идентичности, социально активной личности, мотивирует на саморазвитие и самообразование путем обращения к её содержательным возможностям. Они должны ориентировать выпускника в выборе жизненного пути, развитии собственных интеллектуальных возможностей».

Спикер на примере заданий Всероссийского этапа олимпиады школьников продемонстрировала, как, по ее мнению, был «применен вульгарный и поверх-ностный подход» к их составлению. На рисунках, по замыслу организаторов, представлены значимые предметы произведений, школьникам предлагали определить, какое название в них зашифровано.

Так, роман Льва Толстого «Воскресение» составители представили на картинках в виде блинов и свечей, причем не церковных, а светских. Отсыл только к тому, что действие происходит накануне Масленицы. Или пьеса «Вишневый сад» Антона Чехова. На картинке представлен топор, а ведь в произведении его герой, купец Лопахин, только единожды грозится вырубить сад.

«Визуализация символа решает содержание произведения? Такие задания носят формальный характер и не направлены на поиск тех или иных идеалов, лишены содержательно значимых составляющих. Мы отвечаем за каждое слово, которое несем в процессе обучения. А по этим заданиям невозможно сформировать представление о целостности литературного процесса, они абсолютно нивелируют значение, которое русская литература всегда занимала в жизни, а ведь она выполняет миссию формирования общественного мнения – защита человеческого достоинства, отстаивание нравственных прав человека на свободу, саморазвитие. Она выполняет функцию общественного служения и всегда была обращена на утверждение добра», – отметила выступающая.

Возвращаясь к нравственной составляющей образовательного процесса, слово предоставили кандидату исторических наук руководителю Центра межэтнического взаимодействия отдела гражданско-патриотического воспитания СКФУ. Эдуард Кемпинский вспомнил слова Президента РФ о том, что патриотизм – это звучит гордо, он стал национальной идеей нашей великой страны. Спикер поделился рядом проб-лемных вопросов, один из которых – самоидентификация. При опросе среди молодежных активистов СКФО на вопрос «Кто мы?» 64 % ответили «граждане России», «жители Северного Кавказа» сказали 54 %, «люди того или иного вероисповедания» – 37 %, причем религиозная идентичность преобладает над этнической. А 1,5% опрошенных признали, что они европейцы. Российскую идентичность 48 % связывают с российским гражданством, 40 % – с проживанием на территории РФ. И только 32 % сказали о своей сопричастности России.

Патриотизм в понимании молодых жителей Северного Кавказа: 31 % – стремление делать свою страну лучше, 30 % назвали любовь к Родине, гордость за страну, её достижения, 14 % видят патриотизм в любви к своему народу, локальной идентичности.

В вопросе о воспитании молодежи многие ответили, что в их понимании это создание комфортной среды для молодого поколения.

Эдуард Вячеславович отметил: «В прошлом году – в начале нынешнего было принято решение об усилении патриотического воспитания. Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских научно-нравственных ценностей». Это основа формирования единой гражданской идентичности».

А еще спикер напомнил конец 80-х годов, когда иметь свой взгляд на вещи было невозможно. Те, кто учился в Ставропольском государственном пединституте, помнят заслуженного профессора Дмитрия Кочуру. Он любил говорить студентам: «Мое мнение читайте в газете «Правда». Иного быть не может». Или другой пример – на заре перестройки у сдающего госэкзамен спросили: «Какой путь развития страны был более перспективным – эволюции или революции?» Парень имел смелость ответить, по его мнению, эволюции. За это его лишили красного диплома.

Научить и показать, что такое активная гражданская позиция, по мнению Александры Алексеевой, школьников можно с помощью волонтерства. Последние два года девушка активно работала по довузовской подготовке учащихся, выбору их будущей профессии. Руководитель Центра индивидуальной работы со студентами ключевого вуза Северного Кавказа рассказала, что в СКФУ действует 64 студенческих объединения, более 1600 студентов активно включаются в мероприятия. Также 500 волонтеров работают по разным направлениям, более 150 вузовских мероприятий в год готовятся в рамках студенческих объединений. Важное направление, которое сейчас развивают в школах, – ученическое самоуправление. На него нацеливает Российское движение детей и молодежи. Для школьников важно высказывать свои идеи, пожелания, инициативы.

Александра Евгеньевна подробно рассказала о формах организации работы с подрост-ками и разных студенческих объединениях в СКФУ. Конкурс «Крышечки. Макулатура. Батарейки» проводится как среди высших учебных заведений, так и среди школ, колледжей.

«Это одна из инициатив, позволяющая школьникам включиться в повестку. Проект обучает эковолонтерству и подсказывает, что можно сделать тому, кто очень хочет помочь природе. Интересный образовательный проект «Студенты – детям» для детских домов, они выезжают на мероприятия, квесты, мастер-классы, активно общаются с детками. Также студенты проводили акцию в школах для детских домов, дети приносили для сверстников игрушки, подарки», – рассказала Александра.

Каждый из участников совместных мероприятий может пересмотреть жизненные ценности, взглянуть на мир чужими глазами и найти единомышленников.

Ребята в рамках студенческого спортивного объединения «Южный слон» придумывают мероприятия для города и края. А в отряде для вожатых – более двухсот бойцов, они ежегодно работают в летних лагерях, проявляют свои яркие лидерские качества и никогда не отказывают в помощи школам, которые к ним обращаются: провести новогодние ёлки, мастер-классы, прийти пообщаться со школьниками на равных.

Кадетское училище давно взаимодействует со студенческим педагогическим отрядом «Классики». Его комиссар, а также наставник студенческого патриотического отряда «Исток» начальник отдела патриотического воспитания СКФУ Кирилл Масимов назвал такую работу одной из форм воспитания школьников. Он решил узнать у форумчан не шаблонное понимание понятия патриотизма, а что думают люди. Были ответы: «Умение любить Родину, знать историю своей страны, гордиться корнями, предками». «Патриот – человек, который готов в любой момент доказать свою любовь поступками», «Патриотизм выражается в причастности к процессам, протекающим в современности», «Человек может просто хорошо выполнять свою работу, учитель – учить, строитель – строить, делать всё по совести». Патриотизм – неотъемлемая часть работы отряда «Классики». Вожатые работают над тем, чтобы ребята не выражались нецензурно, следят за чистотой их речи.

 

Кадеты с их изобретениями
Ольга БогатееваКадеты с их изобретениями

Суперробофейерверк!

Одним из сюрпризов программы форума были показательные выступления по робототехнике кадетского конструкторского бюро. Ребята делились разработками, можно было подойти к любому макету, и мальчишки гордо говорили о своих изобретениях.

15-летний Вячеслав делится: «В связи с пандемией в стране и мире мы разработали робота, при входе на выставку он измеряет вам температуру. Идея пришла, когда мы готовились к прошлогоднему форуму, нас не выпускали в увольнение из-за карантина, всё время мерили температуру».

Спрашиваю: из чего собран?

«Вырезали из фанеры, чтобы робота облегчить, иначе тяжело его носить. Меряет температуру инфракрасный датчик».

Подносишь ладонь к манипулятору, и робот озвучит температуру, если между нормальными показателями и 38 градусами – пропишет постельный режим, когда выше – звучит сирена.

Беспилотник с камерой, способный вести аэроразведку и сбрасывать боеприпасы, другие модели собирал 15-летний Алексей Павлов из Крымска. Он демонстрирует модель межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» и поясняет:

«Она производилась в середине 50-х годов. На аэроглиссере времен Второй мировой войны установлен авиационный мотор, он скользит по воде, у него высокие скорость и маневренность».

Особенность маленькой модели настоящего корабля «Ставрополь» в том, что работает на резиномоторе.

«Есть у меня спортивные модели ракет разного класса. Судья по таймеру замеряет время, и определяются победители соревнований», – сказал кадет.

Уроки авиамоделирования посещает и 14-летний житель Ставрополя Андрей. Он изобрел лунокоп – для добычи гелия-3 на Луне.

«Впоследствии его можно переработать в энергию. Он будет отправляться на ракетах на Луну и дальше там работать», – пояснил подросток.

Его сверстники собрали модель «вездехода»: «Если использовать прототип как настоящего робота, он сможет работать в ЧС, это могут быть обвалы, большие камни или, возможно, хрупкие грузы, т.к. аппарат работает очень деликатно. Все примеры препятствий взяты из реальных прототипов, могут быть какие-то брёвна, горки, всё подстроено под реальность. Такая машина пригодится при ликвидации последствий землетрясения, урагана. Также можно найти применение этому роботу и в военной сфере».

 

патриотизм, Ставропольское президентское кадетское училище, Образование, военное воспитание, Всероссийский образовательный форум