Вернемся к нашим собакам

Анна Кольцова

Вернемся к нашим собакам

«Текст, который я сочиняю для себя, может исполнять точно и правильно только один человек – я сам»

В минувшее воскресенье в Ставропольском академическом драмтеатре Евгений Гришковец представил свой известный театральной публике моноспектакль «Как я съел собаку». На состоявшейся пресс-конференции для журналистов Гришковец рассказал о том, что он впервые на Ставрополье. Прилетев накануне вечером, автор пьесы еще не успел составить собственное мнение о городе и горожанах и основные впечатления надеялся получить на сцене по тому, как его принимает зритель. И хотя некоторые коллеги и знакомые отговаривали Евгения Гришковца от гастролей в Ставрополе, называли город нетеатральным, билеты на спектакль раскупили за два месяца вперед.


Визитная карточка
• Родился 17 февраля 1967 года в Кемерово.
• Окончил филфак Кемеровского госуниверситета
• Служил на Тихоокеанском флоте.
• В 1990 году организовал свой театр «Ложа».
• В 98-м переехал в Калининград, где и живет поныне.
• В 99-м его моноспектакль «Как я съел собаку» получил «Золотую маску».
• Вышли в свет книги: «Рубашка», «Планка», «Сатисфакция», «Асфальт» и др.
• Записаны многочисленные музыкальные диски с группой «Бигуди».
• Театральные проекты: «Как я съел собаку», «Дом», «Одновременно», «Город», «ПО ПО», «+ 1» и др.
• Снялся в фильмах «Азазель», «Прогулка», «В круге первом», «Сатисфакция».
• Женат, трое детей: Наталия, Александр и Мария.


Открывая пресс-конференцию, гость тепло приветствовал ставропольских журналистов, призвал пишущий и снимающий народ не волноваться, не суетиться, пообещал ответить на все вопросы, т.к. времени на мероприятие было запланировано достаточно.

Итак, вопросы.
- Почему Вы решили начать знакомство со ставропольской публикой спектаклем «Как я съел собаку» и что изменилось с того времени, когда Вы его впервые представили на суд зрителей?
- Пьеса «Как я съел собаку» на сцене уже 13 лет, но т.к. я в Ставрополе впервые, решил привезти именно ее, правда, в обновленном варианте. Спектакли часто меняются, взрослеют, растут со временем, в котором продолжают существовать, изменяются вместе с актерами, режиссерами. Я постарался убрать все явные признаки Советского Союза, не отсылать зрителя в ту страну, которой уже нет, но оставил обращение к теме детства, юности. К впечатлениям, которые на какое-то время забываются, позволяя нам вырасти и повзрослеть, чтобы вернуться позже и напомнить о себе.
- Насколько автобиографичны Ваши произведения?
- Нельзя сказать, что я описываю историю своей жизни, но, безусловно, опираюсь на собственные ощущения, переживания, опыт.
- Есть ли какие-то особенные ритуалы, когда Вы заканчиваете очередную книгу и отправляете ее в свободное плавание или перед выходом на сцену?
- Завершение книги люблю праздновать в одиночку, посидеть в баре. Работа, сосредоточенность забирают много сил, это как послеродовая травма. Ну, а если несерьезно, то перед выходом на сцену всегда проверяю, застегнута ли ширинка, т. к. однажды чуть было…
- Легко ли Вам выходить на сцену одному, играть моноспектакль?
- Для меня моноспектакль – это легко: все знаю, свой текст и все зависит только от меня.
- В Кемерово в свое время Вы организовали независимый театр «Ложа». Что стало с ним после Вашего отъезда в Калининград?
- К сожалению, за 12 лет ребята поставили только три хороших спектакля.
- Какие качества необходимы, чтобы добиться успеха в жизни?
- На мой взгляд – удачливость, фартовость. Работая тяжело, как на угольной шахте, можно и не узнать, что такое успех. И, конечно, нужно быть приличным человеком. Ответственным, занимающимся своим делом. Успех – это часть жизни. Я не веду корпоративов, не занимаюсь бизнесом, не участвую в сомнительных проектах только ради того, чтобы срубить бабло. Я видел примеры, когда талантливые интеллектуальные хулиганы скатывались к откровенной пошлости.
- Ваши книги «Год жжизни», «Продолжение жжизни» вышли в формате интернет-дневников, а недавно Вы презентовали «От жжизни к жизни». Однако Вы заявили о своем уходе из блогосферы. Изменили ли Вы свое отношение к соцсетям и почему?
- Да, действительно, я закрыл свой ЖЖ и теперь просто веду свой дневник http://odnovremenno. com/. Он не интерактивен – в нем нельзя комментировать, можно только смотреть и читать. В соцсетях на сегодняшний день я не зарегистрирован и под моим именем действуют неизвестные фэйки. Свое общение в соцсетях воспринимаю как ошибку, потому что поддавался на провокации, нервничал, ввязывался в ненужные дискуссии. На мой взгляд, при всей прикладной полезности в Интернете много мусора, безответственности, деструктивности, возмущает бессовестное пиратство, отсутствие защиты авторских прав. Я предчувствую массовый исход пользователей из соцсетей. Нужно возвращаться к естественным формам общения - в facebook у костра с друзьями не посидишь, в палатке не переночуешь.
- Какой новый спектакль Вы готовите для публики?
- Это моноспектакль «Прощание с бумагой». О том, что вещи и предметы, которые нас окружают сегодня, завтра станут стопроцентной архаикой. Исчезнут бумажные издания - книги, газеты, журналы. А вместо них нас будет сопровождать электронный планшет. Я считаю, что смерть изданий на бумажных носителях неизбежна. Может быть, останутся какие-то эксклюзивные варианты для гурманов типа любителей виниловых пластинок. Вырастет новое поколение людей без почерка. Они не будут писать от руки письма и отправлять их в красочных конвертах, не смогут перечитать, подержать в руках записку с приглашением на свидание, потому что средствами общения станут виртуальные инструменты - СМСки, электронная почта и т.д. И становится грустно от того, что расставание со многим, чем мы дорожим сейчас, неизбежно.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве с группой «Бигуди».
- Ну, это еще один литературный способ существования. Я исполняю свои тексты под музыку с группой «Бигуди». В детстве я хотел играть в музыкальной группе, так что в определенном смысле это воплощение моей мечты.
- В 90-х годах у Вас были эмигрантские настроения. Как Вы сейчас относитесь к теме «надо валить отсюда»?
- Да, у меня была попытка эмигрировать в Германию в 90-х годах, но я очень быстро понял, что никому там не нужен, и вернулся. И жизнь там, какой она оказалась, мне не была нужна. У нас разные культуры. Для русского человека, так уж вышло, эмиграция – это всегда трагедия. Меня интересует мой читатель, зритель, слушатель, критик, и они живут здесь – в России. Я не хочу быть человеком мира, человеком без национальных особенностей.
Время пресс-конференции пролетело незаметно, до начала спектакля оставалось полчаса, Евгений Гришковец попрощался с журналистами и пообещал, что привезет в Ставрополь свои новые работы. Он показался живым нормальным человеком, с хорошим чувством юмора, абсолютно лишенным пафоса столичной штучки.