Владимир Орлов: «Со Ставрополя началась моя большая дорога в творчество»

.

Осенью в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств успешно демонстрировалась выставка заслуженного художника России Юрия Орлова и его дочери Валерии Орловой. Региональная пресса широко освещала этот проект. Любопытно, что практически одновременно с ним в Музейно-выставочном центре «Путевой дворец» города Солнечногорска Московской области проходила выставка произведений двух других представителей этой замечательной династии – художника Владимира Орлова и его четырехлетнего сына Тимофея. В экспозиции «Семья. Традиции. Современность» были представлены полотна последних лет. 

Владимир Орлов. «Дума».
Владимир Орлов. «Дума».

Владимир Орлов родился в 1961 году в Ставрополе. Его детские и школьные годы прошли в родном городе. В том, что Юрий и Владимир Орловы увлеклись живописью, нет ничего удивительного, ведь первые уроки мастерства им дал отец – художник Александр Иванович Орлов.
В 1987 году Владимир окончил Ставропольскую художественную школу, затем, в 1993-м, отделение живописи и графики в Московском художественно-промышленном институте имени С.Г. Строганова. С 1992 года В.А. Орлов – член Международной Ассоциации художников и искусствоведов, с 1995 года является членом нескольких профессиональных организаций – Союза художников России, Международного художественного фонда, Союза художников Московской области, творческого объединения художников «Сарматы».

Первая выставка, в которой принял участие Владимир Александрович, состоялась в Ставрополе, в художественном училище, в 1985 году. К тому времени относится и первый отзыв в печати о работах юного Орлова. Рассказывая о выставке, краевая молодежная газета «Молодой ленинец» выделила шестерых третьекурсников, представивших свои работы. Одним из тех, кто отважился вынести на обозрение публики свои творения, был Владимир Орлов. Уже тогда рецензент отметил: «…пейзаж и натюрморт Орлова говорят о том, что автора волнуют проблемы цветовых и тоновых отношений».

Владимир Орлов. «Центр».
Владимир Орлов. «Центр».

С той поры прошло почти тридцать лет. Владимир Орлов стал профессиональным художником, его работы побывали на выставках более чем в восьмидесяти странах мира. Их приобретали государственные и частные художественные музеи – Международный художественный фонд, Международная компания Аир – Чина (Пекин), Телеграфное агентство Кувейта (Эль-Кувейт), Галерея Сато – Кийо (Токио), Международный институт корпораций (Москва), Государственная Дума Ставропольского края, мэрия Москвы, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Музейно-выставочный центр «Путевой дворец» (Солнечногорск Московской области). Картины Орлова есть в частных коллекциях России, Италии, Германии, Нидерландов, Австрии, Алжира, Чехии, Словакии, Канады, Польши, Японии, Кореи, Кувейта, Франции.

В 2010 году с большим успехом прошли две выставки работ В.А. Орлова в Китае. Полотна русского художника нашли отклик в сердцах жителей Поднебесной. Многие из них приобрели китайские коллекционеры русской живописи.

Орлов же вернулся в Россию с новым запасом зарисовок, «китайская» тема стала важным этапом в творчестве художника. На его новых полотнах китайские города, деревни, рынки, бухты, заливы, горы, природа, цветы.

Владимир Орлов. «Голоса предков» (из китайского цикла).
Владимир Орлов. «Голоса предков» (из китайского цикла).

«Пейзажи Орлова ослепительно красивы, – отмечает рецензент Алла Мощенко.  – Он – мастер метафоры. Энергетика, внутренний свет его пейзажей открыты для каждой внимательной души». Она сравнивает живую природу художника с «бесконечным океаном откровений».
Среди работ, поразивших рецензента, – картины «Дорога к морю», «Летний ковер», «Клумба», «Стремнина»… Мы бы отнесли к ним и пейзажи, выполненные художником в горах, в частности, в Домбае, Архызе, на горе Недреманной, на Сенгилеевском водохранилище.

Искусствовед Ольга Бендюк, говоря об особенностях творчества Владимира Александровича, замечает: «Орлов – художник эмоциональный, иногда импульсивный… Особое место в его творчестве занимает пейзаж. И в большей степени одна из разновидностей пейзажа – городской или урбанистический пейзаж. Немногие художники чувствуют поэзию города. На полотнах Орлова город представлен в разное время суток и время года, в разном настроении и состоянии – сквозь золотистую дымку вечернего освещения и свежий, прозрачный ранним утром; сквозь пелену дождя и яркие блики солнечного дня; серебристо-серый зимой и золотистый осенью».
К авторитетному мнению добавим, что особенно это видно на полотнах, где художник изобразительными средствами запечатлел площади, улицы и переулки старого Ставрополя, древней Москвы, не менее древнего Суздаля, Великого Новгорода…

Город у Владимира Орлова может быть строгим и официальным, как на полотне «Москва. Кремль», шумным и пестрым, как на картине «Охотный ряд», вечерним и нарядным, как на работе «Вечер» с известной всем ставропольцам аптекой Байгера. Остается сожалеть, что эту картину не приобрел наш город. К счастью, ее купил частный коллекционер из Москвы, и пейзаж остался в России.

Владимир Орлов. «Лодки» (из китайского цикла).
Владимир Орлов. «Лодки» (из китайского цикла).

Когда рассматриваешь город на полотнах Орлова, невольно возникает желание сделать шаг и оказаться по ту сторону рамы. Картины Орлова «Перекресток», «Площадь», «Центр» («Библиотека имени М. Ю. Лермонтова»), «Вечер в Ставрополе», «Белые мухи» (это тоже площадь Ленина, но только в снегопад) буквально с первого взгляда завораживают зрителей. Старый центр Ставрополя, запечатленный Орловым, открывается посетителям выставок с неожиданной стороны. Возможно, ранее они и не замечали неброскую красоту теплого, солнечного южного города. На небольших по размеру полотнах «На Николаевском», «Тифлисские ворота», «Мой белый город», «Проспект», «Усадьба», «В парке», «Ставрополь», «Осень», «После службы» Орлов словно остановил время. На них так узнаваем родной город, его улицы, ощущается его южное обаяние.

Сколько раз мы проходили по проспекту Октябрьской революции мимо старого дома, что возле входа в парк «Центральный». А, увидев его на картине Орлова «Усадьба», совершенно по-другому оценили архитектуру здания, его старые стены. Этот дом сохранил тепло сердец тех, кто жил в нем, может быть, сто – сто пятьдесят лет назад.

С Владимиром Александровичем Орловым нас связывает многолетняя дружба. В 2002 году мы осуществили совместный проект – книгу «Ермоловский бульвар». Ярким дополнением к ней стали репродукции картин талантливого художника. В одном из писем мы писали Владимиру Александровичу в Солнечногорск, где теперь живет художник: «Ставрополь у вас солнечный, добрый, располагающий, в него стремишься всей душой, хочется видеть этот город, бродить по его улицам, переулкам… Это благодаря вашим работам у книжки такая долгая жизнь»...

Из окна мастерской Владимира Александровича Орлова в Солнечногорске видны Сенежское озеро, Никольская церковь, российские просторы. «Солнечногорье с давних пор привлекало интеллигенцию, людей, чьи дела и таланты прославили Россию, – рассказывал Владимир Орлов. – Здесь неподалеку находится Шахматово, которое очень любил Александр Блок, ценил эти места Михаил Лермонтов, из окна моей творческой мастерской видно озеро Сенеж, которому посвятил свои последние работы великолепный пейзажист Исаак Левитан. Недалеко от Солнечногорска есть деревня Болдино. С ней связана жизнь и деятельность русского государственного деятеля, сподвижника Петра I, первого историка России боярина Василия Татищева. Село Мышецкое неотделимо от жизни поэта, лихого гусара и храброго воина Дениса Давыдова… К юбилею Отечественной войны 1812 года я написал портрет Дениса Васильевича. Земля славная, и мне на ней работается плодотворно, но и Ставрополь я тоже не забываю. С него началась моя большая дорога в творчество»...

Николай БЛОХИН, Татьяна БЛОХИНА.

 

художник, картины, Блохин