Волосатая акула к празднику

Станислав Маслаков

Волосатая акула к празднику

В зале краевого Союза художников открылась традиционная выставка, посвящённая Дню города.

Несмотря на то, что выставка проводится ежегодно, каждый раз экспозиция становится уникальной. В этот раз свой отпечаток наложила кончина художника Алексея Соколенко. Мастер ушёл от нас буквально за несколько дней до этого. Его последние работы открывают экспозицию. Светлые яркие, полные жизни и творческого поиска, они задали тон всей выставке. Главная тема – Ставрополь, главные герои – люди, главная идея – надежда.

Среди работ проводился строгий отбор, в выставочный зал попали лучшие из них. Молодые авторы, как обычно, соседствовали с маститыми художниками. Среди картин нашлась и наша тёзка – «Вечерний Ставрополь» (А. Пономаренко). Правда, изображена на ней не городская газета, а освещённая золотыми огнями площадь Ленина. Впрочем, периодическая печать тоже есть: А. Тарасов представил свои картины, выполненные гуашью на газете. Одни художники сосредоточились на современности (Н. Склярова. «Внимание, снимаю!»), другие возвращаются к истокам. К примеру, Павел Горбань, в работе «Голгофа» переосмысливающий опыт своего отца, Петра Горбаня, творчество которого во многом было посвящено библейской тематике. Или Владимир Грибачёв, обратившийся к более близкому к нам прошлому в картине «Ставрополь губернский».

На суд публики представлено немало и скульптурных работ – от металлических насекомых до пластиковых абстракций. Василий Чуйков, известный всему городу экстравагантными металлическими скульптурами на улицах Ставрополя, в очередной раз показал, что не собирается останавливаться на достигнутом. А над всей экспозицией парит «Ископаемая ставропольская шерстистая акула в брачный период». Её автор – в прошлом эксперт-криминалист, а ныне — лингвист-самородок и художник-авангардист по совместительству – Владимир Остапенко поведал историю столь необычной работы.

Волосатая акула к празднику

— Это существо вам приснилось в кошмарном сне?

— Нет, всё достаточно рационально и продуманно, я старательно искал необычное решение. В авангардном искусстве желательно создавать то, чего раньше не было, активно дразнить зрителя, но соблюдая чувство меры, в том числе сочетая несочетаемое. Это как в кулинарии – кисло-соленое (рассол) – допустимо, а вот горько-соленое могут вылить на повара.

— В какой технике выполнена эта работа?

— Это одна из разновидностей папье-маше, техника очень незамысловатая: бумага перемалывается на мясорубке. Правда, одну мясорубку я уже сломал.

— А почему выбран такой цвет?

— Естественно, для определенной реакции зрителя, и я уже с ней встречался. Мне говорят: «А розовых акул не бывает!» Тут я и отвечаю: «А волосатых акул тоже не бывает! Тем более что это не акула, а гигантская селявка!»

Волосатая акула к празднику

— Наверное, эта работа делалась не один день?

— Три месяца, сырая масса папье-маше выкладывается на основу маленькими порциями с помощью стоматологического пинцета и очень долго сохнет. А шесть тысяч волокон наклеивались и сохли еще дольше. Но я в ожидании высыхания занимался еще более нудным делом. Всё это время проходила подготовка к печати моей книги «Прочтение некоторых этрусских и ретийских надписей», и мне приходилось её вычитывать.