Возьмем "мотор"?

Валентина Кисленко

Возьмем "мотор"?
Так говорили на заре автобума в начале прошлого века. Нередко произносят и сегодня, имея в виду в том числе такси, которое давно не роскошь. Хотя, казалось бы, еще совсем недавно с киноэкрана звучало: «Наши люди в булочную на такси не ездят». Так ведь и личные иномарки стали будничной деталью пейзажа. А начинался процесс, как обычно в России, с начальников.

Быстроходная «керосиновая вещь»

Пионерами в деле, так сказать, освоения новых средств передвижения, помимо царя, были представители небедных социальных слоев: купцы, промышленники, банкиры и, само собой, придворные. По рассказам управляющего Императорским Двором с 1900-го по 1917 год генерал-лейтенанта А. А. Моссолова, как повествуется в книге «Автомотострасти Российской Империи», князь Владимир Орлов был первым, кто приехал к Александровскому дворцу на «безумно шикарном автомобиле» и предложил Их Величествам совершить несколько поездок «на моторе», которым сам и управлял. Произошло сие историческое событие в 1903-м.
Это была иномарка, как сказали бы сегодня: «Мерседес» в 24 — 45 лошадиных сил, модификации лимузин. Царь и сам был не прочь прокатиться вокруг площади на быстроходной занимательной «керосиновой вещи», как он позже отметил в дневнике. И испытал настоящий восторг. С этого момента князь стал «личным шофером» императора и возил его почти каждый день, не передоверяя руль никому. К примеру, 9 июня 1905 года Николай II отметил в своем дневнике: «В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село». Князь же и выбрал первые собственные авто для царя – два изящных французских «Делоне-Бельвиля», истратив на покупку 18400 рублей (или тогда по курсу – 184 тысячи долларов). С них и началась любовь главного лица государства Российского к своим машинам. Сразу же началось строительство Императорского гаража в стиле двухэтажного английского коттеджа. На первом расположились боксы и необходимое оборудование, на втором – обслуга. В течение последующих нескольких лет сумма на приобретение автомобилей лишь возрастала: на конец 1906-го она составила $1000000, в 1907-м - более 700 тысяч долларов…
Покупались не только иномарки, но и отечественные автомобили: например, четыре лимузина «Лесснер», который называли «Русским Мерседесом». Они, кстати, экспонировались на Первой международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в 1907-м, на ней их производитель Лесснер получил Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России». А траты царя на «четырехколесных» друзей между тем росли и росли. Расширялся и штат Царскосельского гаража: к 1908 году он насчитывал 26 человек, а через пять лет уже почти 80 - это были лучшие шоферы и специалисты столицы, им платили весьма приличную зарплату, и все они носили специальную казенную форму.
Обслуживать было что – свыше 50 автомобилей. Говоря современным языком, это было самое крупное АТП в стране. Со временем у него открылись филиалы – в крымской Ливадии для использования в сезон летнего отдыха, например. Машины подразделялись на несколько разрядов: в первый входили дорогие легковые, в том числе отечественные «Руссо-Балты» стоимостью 7500 рублей (для сравнения: преподаватель гимназии тогда получал 100 целковых в месяц, квалифицированный автомеханик - до 200). Второй – светские авто для высших придворных, в 1917 году в их распоряжении было 19 машин; третий – грузовики и автобусы, тягачи с прицепами и полевые кухни на колесах. Были и три машины для фельдъегерской связи… Но и тогда парк состоял преимущественно из иномарок: к уже названным «Делоне-Бельвилям» прибавились «Мерседесы», «Даймлеры», «Дитрихи» и «Рено». При том что отечественное автомобилестроение развивалось быстрыми темпами, набирая конкурентоспособность. Но, как и многое в жизни страны, взлет отрасли был прерван революцией.

Ильичи и другие

Новая коммунистическая власть также не была чужда автострастей. В гараже вождя мирового пролетариата успели побывать и «Рено», и «Делоне-Бельвили», но особой любовью Ленина пользовались два «Роллс-Ройса». Первый был бронированным и приобретен на излете Гражданской войны в 1922 году за 1850 фунтов стерлингов, Владимир Ильич катался на ней вплоть до «переселения» из Горок в Мавзолей. Второй имел уникальную комплектацию (сегодня сказали бы «тюнинг») – вместо задних колес у него были… резиновые гусеницы, а передние поставлены на широкие, обитые металлом лыжи – вождь добирался на нем до Горок зимой. Этот монстр сотворили из иномарки для наших условий на Путиловском заводе, скорость его была 20 километров в час. Но Ильич был очень им доволен.
Впрочем, и позднее советские авто зачастую представляли собой разнообразные «переделки», было не до автомобилестроения, вот пушки, ракеты – это да. Скажем, вождь всех времен и народов, испытывая навязчивый страх перед возможным покушением, дал соответствующее указание, и ЗИС (завод имени Сталина) с 1933 года стал производить суперзащищенную модификацию американского «Паккарда». Кстати, учитывая, что в СССР было не очень хорошо с машинами вообще, иностранцы широко использовали так называемую «дипломатию четырех колес», ублажая советских лидеров подарками в виде авто. Начиная с того же Иосифа Виссарионовича: в 1948 году итальянская фирма «Альфа Ромео» преподнесла ему на день рождения одну из своих современных моделей. Правда, она, такая легкомысленная, не смогла вытеснить у вождя его любимый бронированный ЗИС, то есть «Паккард».
В 1956 году после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, ЗИС превратился в ЗИЛ, в честь директора завода Лихачева, чтобы вычеркнуть из памяти имя «отца народов», однако предприятие продолжало по инерции выпускать переделанную копию бронированного «американца». Хрущев поначалу ездил в основном на советских машинах. Но после того, как Броз Тито во время визита в Югославию подарил ему кабриолет «Хорьх», получив аллаверды, естественно, ЗИС, ни одна зарубежная поездка не обходилась без «обновы». Ему часто дарили машины, какие-то он покупал сам. В 1959 году Никита Сергеевич привез из США красный «Кадиллак-Флитвуд 75» с бархатной обивкой и кондиционером. Были у него и «Мерседес-Бенц», и «Роллс-Ройс», позднее он привез из Франции «Рено-Флориду», которую позже подарил дочери Раде.
Полный переворот в кремлевском гараже произошел после прихода к власти Л. Брежнева. Последующие модификации ЗИЛов остались автомобилями столичной номенклатуры, а для членов ЦК компартии и высокого руководства страны на заводе ГАЗ стали выпускать «Чайки», знаменитые своими перламутровыми рулевыми колесами. Леонид Ильич принялся по-царски коллекционировать машины – подаренные и купленные. В 1968 году ему, например, Итальянская компартия доставила четырехдверный «Массерати». Позднее гараж пополнился двумя «Роллс-Ройсами», а из Бонна ему привезли один из двух уникальных шестидверных «Мерседесов-600» (второй был подарен японскому императору). Брежнев любил прокатиться с ветерком, категорически никого не пускал за руль преподнесенного ему «Ниссан-президента», катал на нем по Москве и лидера США Никсона, и госсекретаря Киссинджера (кстати, потом на этой машине ездили патриархи – Пимен и Алексий II). «Кадиллак Эльдорадо», «Линкольн Континенталь» специальной сборки, короче, в начале 80-х число брежневских автомобилей превысило полсотни, как это было у Николая II. Он их частенько демонстрировал на Ленинградском шоссе, блокировав движение обычных «Жигулей» и «Запорожцев», бывало, на несколько часов.
После смерти генсека его коллекцию из 68 авто, грубо говоря, раздербанили чиновники рангом пониже. Наследник поста 
Ю. Андропов не интересовался машинами, включая иномарки, как и Черненко, и Горбачев. Вновь наступила эпоха бронированных ЗИЛов. На них ездили за границей Ельцин и Путин. Впрочем, по Москве бывший президент, ныне премьер-министр, предпочитает передвигаться на «Мерседесе», видимо, прежняя служба в ГДР сказывается. И изредка на раритетной «Волге» 1956 года выпуска, цвета слоновой кости, вместо обычных цифр на госномере машины написано просто: ГАЗ-21. Впрочем, в нынешнем кремлевском гараже по-прежнему преобладают иномарки…