Всероссийский турнир по спорту сверхлегкой авиации прошёл в регионе

Олег Чесноков

На территории Предгорного муниципального округа Ставрополья в окрестностях горы Юца прошел всероссийский турнир по спорту сверхлегкой авиации.

Он предсказуемо назывался «Юца-2022» и был приурочен к отмеченной в текущем мае 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На соревнованиях разыгрывался Кубок председателя Совета общественной организации ветеранов Вооруженных сил России генерала армии Виктора Ермакова.

Широкое представительство российских регионов

Награды турнира, помимо пара-планеристов из нашего региона, оспаривали спортсмены из городов Санкт-Петербург и Екатеринбург, Амурской, Волгоградской и Воронежской областей, республик Карачаево-Черкесия и Удмуртия, а также представители Камчатского края.

По итогам соревнований в женском турнире весь пьедестал почёта «оккупировали» девушки из Удмуртии. Обладательницей золота стала Елена Федотова, второе место завоевала Анастасия Жильцова, а бронзу заслужила Ангелина Ворожцова. У мужчин вне конкуренции оказался представитель Северной столицы Константин Алексеев, на втором месте оказался другой спортсмен из Санкт-Петербурга – Иван Зайцев, а замкнул тройку медалистов Егор Фадеев из Республики Удмуртия. Заслуженные награды победителям вручил, тепло поздравив каждого из них, заместитель министра физической культуры и спорта Ставропольского края Павел Софьин.

 

Самый массовый представитель сверхлёгкой авиации

Сегодня именно параплан является наиболее массовым сверхлегким летательным аппаратом в спорте сверхлегкой авиации. Это поистине уникальное изобретение, состоящее целиком из ткани и весящее всего несколько килограммов. Летательный аппарат, способный уместиться даже в маленькой сумочке, дает человеку возможности выполнения полноценных полётов.

В настоящее время в классе параплана соревнования проводятся в четырёх спортивных дисциплинах – парящий полет, точность приземления, пилотаж или парапланерная аэробатика, а также скоростное парение.

Парапланерная аэробатика, то есть демонстрация фигур высшего пилотажа, является относительно новой спортивной дисциплиной. Причём одной из наиболее сложных в авиационных видах спорта. В Российской Федерации состязаний в данных видах проводилось немного. Но ОФ СЛА – объединенная федерация сверхлегкой авиации – планирует активно развивать такое направление. Парапланерные спортивные дисциплины развиваются как вполне самостоятельные. Такой процесс вовсе не случаен. Ведь специфика эксплуатации и техники пилотирования параплана, а также его высокая мобильность и доступность дали возможность сделать поистине масштабный прорыв. В первую очередь это касается количества занимающихся авиационным спортом, его географии, а также числа проведения соревнований.

Очень серьёзную помощь в развитии парапланеризма в Российской Федерации принесло объединение опыта и знаний, уже накопленных дельтапланеристами, с активностью энтузиастов этого вида спорта. На сегодняшний день и отечественные авиаспортсмены, и их коллеги во всём мире выполняют самые разнообразные упражнения в соответствующих дисциплинах соревнований различного уровня.

 

Подробнее о каждом виде

К примеру, маршрутные полеты. Так называются перемещения в воздухе на несколько десятков, а то и сотен километров по заранее определенному маршруту. Мировой рекорд на сегодняшний день составляет более пятисот километров. При этом в небе находятся свыше сотни парапланов одновременно, и это поистине завораживающее зрелище. Данные полеты, в основном, проводятся в горной местности. Именно поэтому турнир в Ставропольском крае проводился на горе Юца. Ведь в таких условиях сложнее всего осуществить выполнение задач, которые ставят судьи спортивных соревнований. При этом парапланеристы используют навыки спортивного ориентирования и выносливости. Не менее важны знание ими таких наук, как метеорология, аэрология и аэродинамика. При этом с применением самых современных систем спутникового слежения оценка времени прохождения маршрутов происходит с точностью до секунды.

Важно, что полёты, при завершении которых проводится обязательная оценка точности приземления, с каждым разом проходят более зрелищно и привлекательно для зрителей. Данные упражнения анализируются судьями спортивных соревнований вплоть до сантиметров. И происходит это даже при наличии скорости ветра до семи метров в секунду около поверхности приземления.

Что касается парапланерной аэробатики или высшего пилотажа на парапланах, то этот вид стал, пожалуй, наиболее зрелищным в соревнованиях спорта сверхлегкой авиации. Здесь пилоты выполняют всевозможные фигуры в воздухе, которые часто кажутся невозможными или крайне сложными. Причём происходит это как при одиночном исполнении, так и в тандеме с пилотами своей команды.

Безусловно, пилотаж в сверхлёгкой авиации при выполнении столь тяжёлых задач требует от спортсменов не просто быстро приобретённых умений и навыков, но и тщательной работы в течение многих лет подготовки.

Если говорить о скоростном парении, то это зрелищная гонка, где предоставляются возможности применения сверхлёгкой авиации непосредственно у земной поверхности. Всё это происходит на очень высоких для параплана скоростях, вплоть до 70 километров в час. Такие соревнования имеют разновидности выполнения поставленных спортивных задач. Речь, в частности, идёт о полетах вдоль так называемых склонов обтекания в динамических воздушных потоках. Это настоящая гонка протяженностью до нескольких километров. Иногда она представляет собой зимние скоростные спуски с гор с огибанием их естественного рельефа. Такие соревнования очень похожи на горнолыжный спуск и называются спидрайдинг. Ведь в парапланерном спорте, как, впрочем, и в любой другой авиации, самыми опасными фазами считаются взлёт и посадка. А вот маневрирование на низких высотах в основном не приветствуется. Спидрайдинг как раз целиком и полностью состоит из таких режимов.

Подготовил Олег ЧЕСНОКОВ.

Фото с официального сайта министерства физической культуры и спорта Ставропольского края.

 

парапланеризм, парапланерная аэробатика, 77-я годовщина Победы, параплан, ОФ СЛА, «Юца-2022», спорт сверхлегкой авиации, дельтапланеристы, Великая Отечественная война