Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам

Василий Скакун

Как нет двух одинаковых людей по внешним видимым признакам наших тел, так тем более нет одинаковых по внутренним, невидимым качествам, посредством которых мы и формируем свои жизни.

 Бедность и богатство, слава и крах, здоровье и болезни, счастье и несчастье – это просто некий перечень тех обстоятельств, которые мы по своей воле неосознанно выбираем для своего существования. И если кое-кому кажется, что его, бедолагу, постигла неудача случайно (мол, с кем не бывает), то он глубоко заблуждается. Он сам, в поте лица трудясь, не покладая рук, создавал для себя те конкретные условия, которые и привели его к подобному результату. А тогда спрашивается: зачем так сурово? Да затем, что иным способом научить этого человека праведным правилам жизни было невозможно. У него были иные возможности для реализации этих проблем, но он, не поверив в их правильность, сам выбрал другие, более простые и надежные, как ему казалось. А они оказались не просто более сложными, но еще и тупиковыми. И вновь вопрос: почему опять мимо? Да потому, что его душа еще не имела этого опыта, как правильно поступать в данной конкретной ситуации. Однако совсем не исключено, и так часто бывает, что человек не осознает причин своей неудачи и не хочет принимать этот негативный опыт в качестве проваленного урока. И тогда ему придется еще не раз испытывать на себе эти подзатыльники судьбы, и, быть может, даже не в одной из своих жизней.

Я недавно с большим интересом познакомился с творчеством французского философа, жившего в XVI веке, Мишеля де Монтеня. И с воодушевлением нахожу у него взгляды на жизнь, подобные своим.

«Давайте посмотрим, можно ли доказать, что то, что мы зовем злом, не является само по себе таковым, по крайней мере, чем бы оно ни являлось, – что от нас самих зависит придать ему другой привкус и другой облик, ибо все, в конце концов, сводится к этому».

«Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого способов и возможность оплодотворить эту материю. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, она использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния.

Внешние обстоятельства принимают тот или иной характер в зависимости от наших внутренних свойств, подобно тому, как наша одежда согревает нас не своей теплотой, но нашей собственной, которую благодаря своим свойствам она может задерживать и накапливать. Как учение – мука для лентяев, а воздержание от вина – пытка для пьяниц, так умеренность является наказанием для привыкшего к роскоши, а телесные упражнения тяготою для человека изнеженного, и тому подобное. Вещи сами по себе не являются ни трудными, ни мучительными, и только малодушие или слабость делают их таковыми. Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу, в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.

Если бы подлинная сущность того, перед чем мы трепещем, располагала сама по себе способностью внедряться в наше сознание, то она внедрялась бы в сознание всех равным и тождественным образом, ибо все люди – одной породы, и все они снабжены в большей или меньшей степени одинаковыми способностями и средствами познания и суждения. Однако различие и представление об одних и тех же вещах, которые наблюдаются между нами, доказывает с очевидностью, что эти представления складываются у нас не иначе, как в соответствии с нашими склонностями: кто-нибудь, быть может, и воспринимает их по счастливой случайности в согласии с их подлинной сущностью, но тысячи прочих видят в них совершенно иную, непохожую сущность».

Комментарий автора

Это неотъемлемое суждение Монтеня, по всей вероятности, связано с его убежденностью одноразовости наших жизней. Ведь реинкарнацию церковь отвергла ровно за тысячу лет до его рождения.

«Итак, и довольство, и бедность зависят от представления, которое мы имеем о них, сходным образом и богатство, равно как и слава, и здоровье, прекрасны и привлекательны лишь настолько, насколько таковыми находят их те, кто пользуется ими. Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Доволен не тот, кого другие считают довольным, а тот, кто сам может себя таковым считать. И вообще истинным и существенным тут можно считать лишь собственное мнение данного человека».

Комментарий автора

Сами по себе уроки жизни еще важны тем, что они параллельно проверяют каждого из нас – как ты в этой обстановке крайней бедности, краха, несчастья, болезней или богатства, славы, счастья и здоровья остаешься человеком или эти обстоятельства, кстати, выбранные собою, сломают тебя. В первом случае ты будешь винить и проклинать всех и вся, а во втором – надменно созерцать мир, пытаясь управлять им.

Но есть иной способ осмысления бытия – оставаясь в любой ситуации Человеком, благодарить Провидение за предоставленные уроки. И если они не прошли даром, пойми, только за этим ты и приходил в эту жизнь.

 

ВСЯКИЙ, КТО ДОЛГО МУЧАЕТСЯ, ВИНОВАТ В ЭТОМ САМ Как нет двух одинаковых людей по внешним видимым признакам наших тел, так тем более нет одинаковых по внутренним, невидимым качествам, посредством которых мы и формируем свои жизни.

 

Бедность и богатство, слава и крах, здоровье и болезни, счастье и несчастье – это просто некий перечень тех обстоятельств, которые мы по своей воле неосознанно выбираем для своего существования. И если кое-кому кажется, что его, бедолагу, постигла неудача случайно (мол, с кем не бывает), то он глубоко заблуждается. Он сам, в поте лица трудясь, не покладая рук, создавал для себя те конкретные условия, которые и привели его к подобному результату. А тогда спрашивается: зачем так сурово? Да затем, что иным способом научить этого человека праведным правилам жизни было невозможно. У него были иные возможности для реализации этих проблем, но он, не поверив в их правильность, сам выбрал другие, более простые и надежные, как ему казалось. А они оказались не просто более сложными, но еще и тупиковыми. И вновь вопрос: почему опять мимо? Да потому, что его душа еще не имела этого опыта, как правильно поступать в данной конкретной ситуации. Однако совсем не исключено, и так часто бывает, что человек не осознает причин своей неудачи и не хочет принимать этот негативный опыт в качестве проваленного урока. И тогда ему придется еще не раз испытывать на себе эти подзатыльники судьбы, и, быть может, даже не в одной из своих жизней.

Я недавно с большим интересом познакомился с творчеством французского философа, жившего в XVI веке, Мишеля де Монтеня. И с воодушевлением нахожу у него взгляды на жизнь, подобные своим.

«Давайте посмотрим, можно ли доказать, что то, что мы зовем злом, не является само по себе таковым, по крайней мере, чем бы оно ни являлось, – что от нас самих зависит придать ему другой привкус и другой облик, ибо все, в конце концов, сводится к этому».

«Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого способов и возможность оплодотворить эту материю. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, она использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния.

Внешние обстоятельства принимают тот или иной характер в зависимости от наших внутренних свойств, подобно тому, как наша одежда согревает нас не своей теплотой, но нашей собственной, которую благодаря своим свойствам она может задерживать и накапливать. Как учение – мука для лентяев, а воздержание от вина – пытка для пьяниц, так умеренность является наказанием для привыкшего к роскоши, а телесные упражнения тяготою для человека изнеженного, и тому подобное. Вещи сами по себе не являются ни трудными, ни мучительными, и только малодушие или слабость делают их таковыми. Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу, в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.

Если бы подлинная сущность того, перед чем мы трепещем, располагала сама по себе способностью внедряться в наше сознание, то она внедрялась бы в сознание всех равным и тождественным образом, ибо все люди – одной породы, и все они снабжены в большей или меньшей степени одинаковыми способностями и средствами познания и суждения. Однако различие и представление об одних и тех же вещах, которые наблюдаются между нами, доказывает с очевидностью, что эти представления складываются у нас не иначе, как в соответствии с нашими склонностями: кто-нибудь, быть может, и воспринимает их по счастливой случайности в согласии с их подлинной сущностью, но тысячи прочих видят в них совершенно иную, непохожую сущность».

Комментарий автора

Это неотъемлемое суждение Монтеня, по всей вероятности, связано с его убежденностью одноразовости наших жизней. Ведь реинкарнацию церковь отвергла ровно за тысячу лет до его рождения.

«Итак, и довольство, и бедность зависят от представления, которое мы имеем о них, сходным образом и богатство, равно как и слава, и здоровье, прекрасны и привлекательны лишь настолько, насколько таковыми находят их те, кто пользуется ими. Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает. Доволен не тот, кого другие считают довольным, а тот, кто сам может себя таковым считать. И вообще истинным и существенным тут можно считать лишь собственное мнение данного человека».

Комментарий автора

Сами по себе уроки жизни еще важны тем, что они параллельно проверяют каждого из нас – как ты в этой обстановке крайней бедности, краха, несчастья, болезней или богатства, славы, счастья и здоровья остаешься человеком или эти обстоятельства, кстати, выбранные собою, сломают тебя. В первом случае ты будешь винить и проклинать всех и вся, а во втором – надменно созерцать мир, пытаясь управлять им.

Но есть иной способ осмысления бытия – оставаясь в любой ситуации Человеком, благодарить Провидение за предоставленные уроки. И если они не прошли даром, пойми, только за этим ты и приходил в эту жизнь.

 

грани бытия, счастье, бедность, несчастье, французский философ Мишель де Монтен, богатство, слава