Warcraft: наглядное пособие по проблеме беженцев

Станислав Маслаков

В российский прокат выходит один из самых ожидаемых блокбастеров года «Варкрафт». Ставропольские зрители смогли увидеть его одними из первых на предпоказе в Синема Парк Ставрополь.

Варкрафт
Варкрафт

Снимать фильмы по книгам – дело сложное, а по компьютерным играм – и вовсе безнадёжное. Увы, они либо не дотягивают до прообраза, как было в случае с DOOM, либо представляют собой откровенно бездарные поделки на заданную тему. Можно было бы списать всё на невезение, но здесь играет роль и сама специфика жанров. Игры и кино играют на одном поле визуального погружения человека в виртуальный мир, но у первых есть неоспоримые преимущества в виде интерактивности, в разы большего хронометража и куда более широких возможностей создания нужной атмосферы.

Но даже на этом фоне особняком стоит вселенная Warcraft (переводится как Военное ремесло, если что). Первые две части этой игры вышли ещё в девяностых и стали безусловным эталоном жанра стратегии в реальном времени. Особым сюжетом они не блистали, но были чрезвычайно увлекательны и для своего времени очень продвинуты. Уже тогда, при крайне скудных возможностях компьютерной анимации, они умудрялись делать вступительные ролики просто изумительной красоты. Вышедшая в нулевые годы третья часть и её дополнения стали трёхмерными, ролики получились совсем уж кинематографичными, а сюжет из простого противостояния средневековых людей и зеленокожих дикарей-орков развился в сложную историю с множеством персонажей, сторон, рас и линий повествования.

Ещё тогда заговорили об экранизации бестселлера, но долгое время она оставалась невозможной чисто технически. К тому же, тогда уже вышла киноверсия трилогии «Властелин колец» в исполнении Питера Джексона, которая даже при своей неидеальности подняла планку на практически недосягаемую высоту. Через десять с лишним лет Джексон закрепил успех «Хоббитом», а вот никакие другие фильмы в жанре фентези так и не смогли похвастаться ни сопоставимыми масштабами, ни качеством, ни сборами. Поэтому с созданием фильма «Варкрафт» не спешили и подошли к делу более чем основательно. С момента его анонса до выхода на экраны прошло десять лет.

И в принципе, они потрачены не зря. Главное, что бросается в глаза во время просмотра – это тщательность во всём. Каждая деталь проработана до мелочей, благоговейный трепет перед оригинальной игрой всячески подчёркивается, а сколь-либо заметных ляпов при первом просмотре не замечено. Разумеется, фанаты вселенной уже строчат первые гневные посты о некошерности каких-то сюжетных поворотов или деталей интерьера. Но с точки зрения любителя, а не маньяка-знатока фильм вышел вполне каноничным. Начиная с сюжета и заканчивая окантовкой доспехов и архитектурой зданий, он буквально в каждом кадре кричит с экрана: «Я свой, настоящий!» В той же степени «Варкрафт» старается быть непохожим на «Властелина колец», «Хроники Нарнии» и другое знакомое зрителю фентези, но рамки жанра довольно узки, поэтому аналогий при желании можно привести море. Особенно навязчиво просятся сравнения с «Аватаром» Джеймса Кэмерона, где тоже есть и парящие в воздухе скалы, и полёты на крылатых созданиях, и обилие компьютерной графики в каждом кадре. И да – в итоге всё выглядит столь же божественно красиво, и в этом, безусловно, главное достоинство фильма.

Варкрафт
Варкрафт

Сюжет, как было видно ещё из трейлеров, представляет собой предысторию всех игр и повествует о временах, когда орки появились в Азероте, где до этого царили покой и благодушие. Увы, беженцы пришли не с миром, свои цели и подходы к разрешению межэтнических конфликтов продемонстрировали сразу и предельно наглядно. Поэтому насилия в фильме много, и оно смакуется настолько, насколько это только возможно при рейтинге PG-13. Человеческая красная кровь показывается реже, чем зелёная орочья, но ломаемых, протыкаемых, вспарываемых, сплющиваемых и высасываемых при помощи зловредной магии с говорящим названием «Скверна» персонажей куда больше, чем тех, кто к концу картины остаётся в живых. Другой сюжетообразующий элемент – тема предательства. Оно здесь бывает добровольным и вынужденным, разовым и многократным, индивидуальным и коллективным, а также, как ни странно, подлым и благородным.

А вот чего пока не хватает, так это собственно военного ремесла. То есть, сражений как раз много, но все они скорее напоминают стычку африканских племён, нежели столкновение двух рас, каждая из которых достигла своих вершин в искусстве уничтожения своих неприятелей. Бои зрелищны, но пока что довольно прямолинейны, стороны явно не используют всех своих преимуществ и даже финальная битва не поражает своим масштабом. Впрочем, это явный задел на вырост. Фильм не просто намекает, а однозначно говорит о том, что будет продолжение (скорее всего, по традиции – целых два). Видимо, как и во «Властелине колец» с каждой серией число участников конфликта будет увеличиваться на порядок, появятся свои артиллерия, авиация, флот, а заодно проявят себя в полной мере гномы, эльфы, а, может, и демоны с нежитью.

Ещё чувствуется недостаток юмора. Полторы шутки на весь фильм – всё же маловато для игровой вселенной, в которой персонажи (особенно до третьей части) были весьма забавны и порой откровенно хохмили. Конечно, это впечатление создано не столько разработчиками, сколько отечественными локализаторами. Да и в продолжениях киноверсии вряд ли можно ждать перемен в этом вопросе. При таком количестве насилия и смертей комедийные моменты смотрелись бы неуместно. Впрочем, показанная со всей серьёзность и даже трагизмом история первого рождённого в Азероте орка столь откровенно отсылает к библейскому Моисею, что волей-неволей начинаешь улыбаться.

Варкрафт
Варкрафт

Вообще надо отдать должное создателям фильма во главе с режиссёром Дунканом Джонсоном в том, что они не стесняются всех этих аналогий и весьма умело вплетают их в свою мифологию. Осталось дождаться второй части (а в финансовом успехе первой сомневаться не стоит), где все эти толстые намёки получат свою реализацию в новом масштабе.

кино, рецензия, Игра, экранизация, Warcraft, Варкрафт