Ярким языком музыки

Виталий Задорожный

Наш земляк - композитор Эдуард Григорьянц

- Я очень люблю любоваться всей панорамой нашего Пятигорья - это всегда очень и очень милая, приятная картина. Я всегда с большой радостью всматриваюсь в наши неповторимые красоты. И даже тогда, когда меня одолевает грусть, я посмотрю на эти прекрасные дали, и хочется снова радоваться жизни.

Не эти ли философские и в то же время понятные всем мысли привели композитора Эдуарда Григорьянца, до этого работавшего в песенном жанре, к созданию довольно крупного сочинения - сюиты? Наверное, они, потому что и название сюиты - «Ставрополье» - говорит именно об этом. В ней композитор хотел наиболее ярко выразить свое отношение к своему краю, к своей малой родине.

- Вы знаете, всегда не хватает какой-то одной песни, чтобы высказать свои сокровенные чувства, - продолжает размышлять Эдуард Григорьянц. – На сей раз я решил создать большое произведение для эстрадно-симфонического оркестра. Сюита получилась несколько разноплановой, но общее ее настроение, конечно же, лирического плана. И очень хотелось бы, чтобы все, кто ее услышит, сразу почувствовали все красоты нашего Пятигорья.

Приступая к созданию сюиты, композитор наметил штрихи программы, которые бы ярким языком инструментальной музыки выразили те мысли, которые его волновали, даже терзали и мучили, как человека творческого. Первая часть сюиты называется «Экспресс». Человек едет на поезде к нам в гости, на Кавказ. Экспресс, мчащийся на юг, везет пассажиров, едущих на отдых, на лечение со всех уголков нашей необъятной страны. И ожидают их не только санатории и дома отдыха. Они воочию увидят очаровательные, прекрасные места нашего Ставрополья.

Вторая часть сюиты - это вокальное произведение, песня «Ставрополье». Написана она на стихи Галины Ворониной, с которой Эдуард Григорьянц сотрудничает постоянно. В их соавторстве родились песни «Мой Пятигорск», «Улица Дружбы», «Твоя остановка», «Имени Семашко». В творчестве поэтессы композитора привлекает то, что она всегда очень мягко и поэтично передает найденный образ. Последние две части сюиты снова инструментальные. Это очень теплая музыка, особенно вальс.

- Мне тоже очень нравится этот вальс, - признается Эдуард Григорьянц. -Я хотел передать в нем обстановку какого-то уголка Кавказских Минеральных Вод, будь то Пятигорск, Кисловодск или Железноводск, где люди в теплый летний вечер на отдыхе танцуют этот приятный вальс. По настроению он очень мягкий и лиричный.

А завершает сюиту «Ставрополье» инструментальная пьеса с таким поэтическим названием - «Голубые дали». Слушаешь ее и ощущаешь те же чувства, которые рождались у композитора, когда он старался выразить их посредством музыки.

С Эдуардом Григорьянцем мне доводилось встречаться не единожды. В пору незабываемых лет моей работы на краевом радио он часто приезжал в Ставрополь и привозил нам свои новые песни, написанные в эстрадном плане. Фонотека краевого радио постоянно пополнялась новыми произведениями композитора. Это и инструментальные пьесы, записанные в Москве оркестром эстрадно-симфонической музыки Всесоюзного радио. Это и песни, исполненные известными советскими вокалистами - Львом Лещенко, Зауром Тутовым, Геннадием Беловым, Валентиной Толкуновой.

Для полноты портрета композитора Эдуарда Григорьянца я снова обращаюсь к небольшой передаче, которую подготовил в те годы на краевом радио наш хороший внештатный корреспондент Георгий Габрусь. Преподаватель детской музыкальной школы № 2, скрипач-виртуоз, поэт, он нередко встречался с композиторами, музыкантами и рассказывал об их творчестве в эфире. Вот какое впечатление произвел на него Эдуард Григорьянц:

- У композитора лирическая душа. Однажды ему попались стихи поэта Бориса Пака. В них и берез задумчивые ветви, и журавли, летящие над рекой, и в небе веер разноцветных радуг. Все эти поэтические образы рождали в его душе музыку. И появилась песня, выразившая чувства автора к родной земле, любимому краю, - «Любуюсь, Родина, тобой». Народный артист России Лев Лещенко взял ее в свой репертуар.

А когда в Ставрополе прошли гастроли популярной эстрадной певицы Валентины Толкуновой, все те, кто был на ее концерте во Дворце культуры и спорта, услышал в ее исполнении песню Эдуарда Григорьянца «Речка».

- Кисловодский поэт Юрий Самойлов дал мне эти стихи, и я очень быстро написал эту песню, - вспоминает Эдуард Григорьянц. – Текст мне очень понравился своей искренностью и честностью. Ведь все то, что честно, всегда имеет точное выражение.

В содружестве со ставропольским поэтом Геннадием Фатеевым родилась у Эдуарда Григорьянца песня «Женские руки». Это искреннее признание в любви матерям, женам, дочерям, чьи ласковые, нежные руки так нужны в жизни каждому из нас. Они хранят от всех невзгод, стряхнут обиды и сгладят боль разлуки. И лишь одним можем мы отплатить им за все это - хотя бы немного тяжестей переложить из этих рук в свои руки.

 

земляк, композитор