За одного битого двух небитых дают

Василий Скакун

 

За одного битого двух небитых дают

Подставленная щека является первым шагом к личной гармонии.

 

Осенью прошлого года к нам в спортивный комплекс со слезами на глазах пришли двое: мать и ее 17-летняя дочь. Рассказали о своей трудной судьбе (они из села Донского). Зимой живут без газового отопления, постоянные материальные затруднения, связанные с отсутствием работы в селе. И просьба у них была одна - помочь дочери с жильем в общежитии (у нас есть свое, сами построили), ибо работу в городе найти легче. К счастью, одна из комнат была свободной, и мы предоставили ее этой девочке. А так как уже наступили холода, а у нее кроме легкой кофточки на тот период ничего не было, то быстренько нашли куртку, свитер, дали денег на первый случай – ну как положено, по-человечески. И вдруг через две-три недели приходят ее соседи и жалуются (а у соседей малые дети, а другой сосед – пожилой человек, академик), что эта девушка на полную громкость включает поздними вечерами музыку и на просьбы соседей отвечает матом, водит ребят к себе, преимущественно разных, и допускает прочие выходки. Комендант предупредила ее о том, что у нас не принято вести себя подобным образом. Но все убеждения не возымели действия. Предупредили еще раз. И тогда ко мне (как к директору спортшколы) приходит крайне возбужденная мама с дочерью, и обе начинают поливать грязью всех соседей, коменданта, досталось и мне. Но решение наше (администрации) было - освободиться от этой малолетней смутьянки, тем более игнорирующей оплату за жилье. Они, мама с дочерью, рассерженные, ушли, но затем буквально через пять минут вернулись и этакими вкрадчивыми голосами спросили: «А по-хорошему можно?». Я ответил: конечно, но при соблюдении всех правил общежития, и, естественно, необходимо извиниться перед соседями  за свои выходки. И вот этот буквально ребенок 17 лет вдруг, побагровев, заявила: «Я извиняться ни перед кем не буду, я не виновата». 

История пока продолжается. Мы оставили ее до весны, но дело не в том. Гордыня этой юной  девушки не позволяет ей понять, что во всех этих неурядицах виновата она и необходимо принять вину на себя. Естественно, с такими характерами и у мамы, и у дочери все в жизни идет шиворот-навыворот: все их обижают, все негодяи, на всех они жалуются, все отравляют их жизни. Им невдомек, откуда дует ветер всех недоразумений, ибо они сами постоянно провоцируют ненормальность обстановки окружающей их среды. И так, по всей вероятности, будет продолжаться для них вечно, пока не уяснят, что все неурядицы исходят от них самих.

В русском языке веками накоплено много народной мудрости, представленной в пословицах и поговорках, одна из которых и является стержневой нашего рассуждения. И в этой связи «битый», как говорится в пословице, есть человек, осознавший и избавившийся от своих погрешностей или искушений, дважды ценнее того, который пока не прошел испытания пороками. Большая Жизнь таким образом организует нашу с вами проверку на прочность нравственности, ибо от искушений невозможно открутиться практически никому. Это сравнимо с тем, когда любопытному малышу сколько ни говорят, что сковорода горячая и представляет опасность, но он обязательно до нее дотронется и обожжется, и только после этого примет для себя соответствующее решение. Но с результатами искушения сложнее, так как это не горячая сковорода и боль ожога отсутствует, а присутствует удовольствие, которое хочется продолжать и увеличивать. Но за него непременно придется расплачиваться рано или поздно не только на внешнем уровне, но и на духовном непременно. Так вот, только сознательно поняв свою порочность и сознательно отойдя от нее, каждый из нас непременно увеличивает свою осознанность и благость. Тем-то он и дважды ценен тот самый, битый.

И только по этой причине всегда и везде правителями своих стран старались выбирать умудренных, именно тех битых, жизненный опыт которых научил, а быть может, принудил отказаться от всевозможных соблазнов и пороков и прежде всего гордыни, корысти и похоти, чтобы не соблазняться ими, занимая высший пост, иначе будет страдать вся страна. Но от них, пристрастий, спрятаться невозможно, как говорили мудрецы: «Чем больше отталкиваешь свой крест, тем сильнее он давит».

Но все-таки хотелось бы разобраться, откуда у всех нас внутри столько негатива, его присутствие - это что, норма или результат чьих-либо намерений или действий. Ведь если быть честным с самим собой (а это зачастую даже труднее, чем с другими), необходимо признаться, что в каждом из нас присутствуют эти росточки всевозможных негативностей. Откуда они все-таки? Нам никак невдомек, что совершенство Мира поддерживается Гармонией. Но Гармония – это не только сладкое, правильное, красивое и доброе. Туда же входит и кислое, и неправильное, некрасивое и трудное. А Гармония – это совокупность или, скажем так, золотая середина – так задуман, устроен и реализуем Материальный Мир, в котором нам довелось жить. Кроме того, не забываем, что все мы обладаем той самой свободой выбора сладкого или кислого, правды или кривды, добра или зла. Все это задумка Высшего Разума, естественно, что Он Сам все эти препятствия, существующие на Белом Свете, и сотворил, как и все прекрасное в этом Мире. Но всё Зло мира, как и все несправедливости, сотворили мы, люди, сделали его таким неуютным. Отрицательную энергетику мы называем Лукавым, Мамоной, да как угодно, и как бы мы их ни кляли, они наши учителя жизни по большому счету. Нас ими просто проверяют на прочность. Но один из нас ищет способы общения с себе подобными в добре, честности и взаимопонимании, другой норовит оболгать соседа, а затем и обокрасть его, но ни одного, ни другого никто к подобным проявлениям чувств насильно не принуждал. Возможностями к использованию как положительных, так и отрицательных качеств не обделен никто: ни президент страны, ни один министр из правительства, и мы с вами все тоже, все до единого. И чем больше искушений вокруг, тем больше усилий необходимо прикладывать к их отвержению. Поэтому в Древнем Риме говорилось, что Цезарю не дозволено всё, потому что ему всё дозволено. Как можно представить себе подобное осознанное противодействие? Например, когда люди собирают грибы в лесу, то они старательно обходят стороной поганки, мухоморы и всяких иных ядовитых собратьев лисичек и рыжиков, потому как уверены не только в их непригодности, но и прямой опасности. Точно так же как только кто-либо возьмет на вооружение тезис, что пороки опасны тем, что результаты их использования неминуемо отрицательны, только в этом случае и есть возможность избежать негативных последствий. И тогда разум и здравый смысл будут оберегать нас от подобных опасностей.

В этой связи можно только догадываться, как тонко понимали мудрецы Истину: «Что такое искушение? Искушение – это что-то такое, что бессознательно помогает божественному в нас победить человеческое в нас» (Шри Чинмой).

А теперь перейдем к логическому продолжению затронутой темы, выраженной в афоризме, что подставленная щека является первым шагом к личной Гармонии. Мы всегда в этой связи вспоминаем и сопоставляем его с высказыванием Христа о том, что если тебя ударят по одной щеке, то необходимо подставить другую, и не можем понять, в чем его смысл. Так вот первое высказывание как бы проливает свет и на головоломку Христа. «Подставленная щека» - это не что иное, как иносказательность готовности принятия вины на себя за некие содеянные несоответствия с Гармонией. Будут ли меня по щеке ударять или нет, это не главное, главное – готовность в покаянии. Ибо покаяние само по себе ценно не столько признанием вины и самоистязанием, а тем, что следует за этим: возможность к самоизменению – вот в чем ключик смысла.

А посыл Христа необходимо понимать так: если наказывают тебя по справедливости (то, что Он называет пощечиной), то это непременно за какое-то явное прегрешение, то есть получишь по заслугам. Это могут быть недоразумения, болезни и т.п., и всегда мы наказываем только себя сами и никак иначе, а подставленная другая щека – это принятие вины на себя и готовность к изменению. 

Ведь истинные мудрецы никогда не говорили напрямую, они специально припрятывали смысл, чтобы мы могли, шевеля извилинами, добраться до Истины.